5 картин Айвазовского в приложении Artefact

В Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского хранится больше 400 картин мариниста. Портал «Культура.РФ» выбрал пять и показал все возможности приложения дополненной реальности Artefact. Слушайте аудиогиды, нажимайте на «точки интереса» и узнавайте интересные факты о полотнах. А в нашем материале — немного об истории создания картин. Узнайте, сколько автопортретов написал Айвазовский, что за полотно купили на лондонском аукционе Christie’s за два миллиона долларов и путешествия в какие страны вдохновляли художника.

«Автопортрет» (1892)

Иван Айвазовский прославился благодаря морским пейзажам, но он также работал и в жанре портрета. Обычно героями его картин становились близкие, однако сохранилось несколько полотен, на которых изображены известные люди: среди них — поэт Александр Пушкин и флотоводцы того времени. Писал он и автопортреты — всего мастер создал около 10 картин со своим изображением. Самый известный автопортрет Айвазовский написал в 1874 году, его он представил на выставке во флорентийской галерее Уффици.

На парадном автопортрете из коллекции Феодосийской галереи Айвазовскому 75 лет. Он создал его, чтобы запечатлеть для потомства свою связь с русским военно-морским флотом. Художник облачен в адмиралтейский мундир, который украшен отечественными и зарубежными наградами. Через его левое плечо протянута синяя лента — символ ордена Белого орла, который вручали за воинские подвиги и государственную службу. На заднем плане виден один из морских пейзажей Айвазовского.

«Зима» (1895)

В творчестве Ивана Айвазовского в основном встречаются летние пейзажи. Однако кисти художника принадлежат и зимние картины, которые он начал создавать еще во время учебы в Академии художеств. Для таких работ мастер часто выбирал жанровые сцены: прогулки в лесу, катание на тройке и другие сюжеты из повседневной жизни. В 2004 году зимний пейзаж Айвазовского «Исаакиевский собор в морозный день», который он создал в 1891 году, стал самым дорогим лотом на лондонском аукционе Christie’s: его продали более чем за два миллиона долларов.

Картину «Зима» художник написал в последние годы жизни. Он изобразил крымскую природу: заснеженную равнину и узкую тропинку, которая уходит вдаль. По ней пастух ведет стадо овец. Айвазовский использовал в работе мягкую голубовато-охристую палитру. К ней он добавил иссиня-черные тона, чтобы показать зимнее сумеречное небо с мрачными тучами.

«Берег моря ночью. У маяка» (1837)

В коллекции Феодосийской галереи находится одна из ранних работ Ивана Айвазовского — «Берег моря ночью. У маяка». Он написал произведение в 20 лет, во время обучения в Академии художеств. Чтобы совершенствовать свое мастерство, Айвазовский много работал на натуре. За год до этого он путешествовал по Финскому заливу, откуда привез несколько новых полотен. Многие из них высоко оценили критики на академической выставке 1836 года.

На картине «Берег моря ночью. У маяка» Айвазовский изобразил побережье Кронштадта перед бурей. В этот ранний период творчества художник во многом ориентировался на картины своего учителя Максима Воробьева и живописца Сильвестра Щедрина.

«Ледяные горы» (1870)

В 1844 году Иван Айвазовский стал первым художником Главного морского штаба и действительным членом Русского географического общества. На протяжении нескольких десятков лет он писал полотна, посвященные жизни русского военно-морского флота. Художник и сам участвовал в плаваниях военных кораблей Балтийского и Черноморского флота и общался с известными флотоводцами — Михаилом Лазаревым, Павлом Нахимовым, Владимиром Корниловым.

В 1870 году, к 50-летию со дня открытия Антарктиды русскими моряками, Айвазовский создал полотно «Ледяные горы». За все свои путешествия он ни разу не был в холодных широтах, поэтому писал воображаемый пейзаж. Художник изобразил высокие айсберги, среди которых видно судно «Восток» с российским флагом. Картину «Ледяные горы» Айвазовский передал археологическому музею в Феодосии, для которого в 1871 году построил новое здание.

«Венеция» (1849)

После окончания Императорской Академии художеств в 1840 году Иван Айвазовский отправился в Италию. Он жил и работал в Риме, который тогда называли [всемирной академией художеств. Позже молодой мастер писал в Сорренто, Неаполе, Венеции. Большую часть работ, созданных в этих городах, художник представил на Всемирной выставке живописи в Париже, где получил золотую медаль.

Еще по дороге в Рим Айвазовский впервые побывал в Венеции. Здесь он сделал множество зарисовок: речных каналов, набережных, площади Сан-Марко, богатых дворцов, рыбаков и торговцев. Один из таких графических рисунков, который он выполнил с натуры карандашом, лег в основу картины «Венеция» из собрания Феодосийской галереи. Иван Айвазовский работал над произведением уже после возвращения из Европы, в Феодосии. Он изобразил Венецию со стороны Гранд-канала.

Автор: Ирина Малахова

Теги:МузеиПубликации раздела Музеи

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"5 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре».","url":"https://www.culture.ru/materials/254260/ocheredi-v-masterskuyu-nezemnye-kraski-i-sdelka-s-dyavolom","@context":"http://schema.org","name":"Очереди в мастерскую, неземные краски и сделка с дьяволом","alternateName":"Очереди в мастерскую, неземные краски и сделка с дьяволом","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/cea15634f64e99791d331a6c5ab69eb6/30a10e469c075fcdf874288640f585ff.jpg","caption":"«,»width":1000,"height":563},"articleSection":"Музеи","datePublished":"2019-06-17T13:35:15.597Z","articleBody":« «Лунная ночь на Днепре» — одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Художник представил ее публике в 1880 году на первой в истории русской живописи моновыставке. Пейзаж выглядел настолько реалистичным, что Куинджи обвиняли в использовании неземных красок и даже в сделке с дьяволом. О тайне создания картины и ее судьбе читайте в материале портала «Культура.РФ». Илья Репин вспоминал, что Архип Куинджи различал тончайшие оттенки. Химик Дмитрий Менделеев и физик Федор Петрушевский проводили специальные опыты: определяли, насколько точно люди могут распознавать цвета. По словам Репина, Куинджи «побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей».Художник работал в лаборатории Менделеева: экспериментировал с пигментами, чтобы выявить новые эффектные сочетания, изучал краски на основе битума. Иван Крамской писал: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединил вместе (зная или не зная — все равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители?» Битумные краски становились матовыми при высыхании, а когда Куинджи подмешивал в них алюминиевую и бронзовую пудру, появлялся едва уловимый блеск. Но эффект свечения достигался и тонкой работой: художник нанес на серебристую гладь Днепра тонкие темные штрихи и этим добился мерцающего, вибрирующего лунного отражения. На фоне освещенной реки стали различимы заросли трав, ветряная мельница, прибрежные камни, пригорки на берегу. А сочетание теплых тонов земли и холодных оттенков воды и неба визуально сделало пейзаж объемным.Местность, которую Куинджи изобразил на картине, он посетил в 1870-х годах, когда возвращался из заграничной поездки в Мариуполь. Живописец в течение нескольких месяцев создавал полотно по памяти в своей мастерской на Малом проспекте на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Слух о новой картине разошелся по Петербургу, и под окнами мастерской стояли желающие увидеть необычный пейзаж.Каждое воскресенье Куинджи на два часа открывал двери своей мастерской. Сюда приходили друзья писателя — Иван Тургенев и Иван Крамской, Яков Полонский и Дмитрий Менделеев. В мастерскую однажды заглянул великий князь Константин Константинович Романов. Ночной пейзаж так понравился ему, что он купил еще не оконченную картину за пять тысяч рублей — в то время это около 200 средних месячных жалований.Куинджи закончил «Лунную ночь на Днепре» в сентябре 1880 года и через месяц выставил ее в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. Это была первая выставка в истории русской живописи, на которой демонстрировали только одну картину. Окна закрывала плотная драпировка, а полотно освещал луч света.Желающих увидеть картину было много. Чтобы избежать давки, посетителей пускали группами. Один из друзей Куинджи, Яков Полонский, писал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?» Посетители восторгались тем, как реалистично и тонко художник изобразил сияющий под луной Днепр. Скептики заглядывали за полотно, искали специальные лампы. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», — вспоминал художник Илья Репин. По заказу меценатов Куинджи написал две авторские копии лунного пейзажа.Современники Куинджи не верили, что подобного эффекта свечения можно достичь только искусной живописью. Его обвиняли в использовании «лунных» красок и даже в «сделке с дьяволом». Критики писали, что специальные краски помогал делать друг художника, химик Дмитрий Менделеев, а освещение полотна готовил физик Федор Петрушевский.Однако «лунный эффект» живописец действительно создал лишь с помощью мастерства и техники. Петрушевский и правда вел исследования в области цвета и света, но он не помогал Куинджи, а напротив — описывал его опыт. На одной из лекций в 1883 году, уже после выставки с «Лунной ночью», он рассказывал о том, что «иные картины имеют лучший вид при огне, чем при дневном освещении. Картины, изображающие лунное сияние, отраженное водой, часто представляются лучшими или, по крайней мере, более блестящими вечером, чем днем, так как светлые тона получают перевес над фиолетовыми, синеватыми и другими тонами воды». Современники прозвали этот прием «эффектом Куинджи». Художник Павел Чистяков писал коллекционеру Третьякову: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами сделать его не могут».После выставки владелец картины, великий князь Константин Константинович, увез картину в Париж. Из Франции он должен был отправиться в путешествие по Атлантическому океану и намеревался взять пейзаж Куинджи с собой. Писатель Иван Тургенев, который в то время находился в Париже, уговаривал князя оставить полотно на выставке в галерее Зедельмейера в Париже. Он опасался, что влажный морской воздух и солевые испарения испортят «Лунную ночь». А Куинджи даже грозился подать в суд, если его картина окажется на корабле. Однако великий князь не послушал советов: не мог расстаться с полотном. Он писал в дневнике: «Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь то же, что перед настоящей рекой, блестящей ярким светом посреди ночной темноты». На борту фрегата «Герцог Эдинбургский» полотно находилось почти два года — столько Константин Романов был в путешествии. Некоторое время корабль стоял в жарком порту Греции, когда великий князь посещал Афон.«Лунная ночь» в пути действительно пострадала. В 1882 году Романов привез полотно автору на реставрацию. Куинджи вспоминал, что увидел свою работу потускневшей, с царапинами и местами — с солевым налетом. Художник обновил пейзаж, но полностью восстановить картину ему не удалось.Сегодня «Лунная ночь на Днепре», которая путешествовала с великим князем по морю, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.Автор: Лидия Туляганова»,

Источник: culture.ru