7 секретов традиционной русской свадьбы

Аудиоверсия: 7 секретов традиционной русской свадьбы

Припевки и корилки, запытывание и гадания — в каждой местности на Руси были свои свадебные обряды. Как проходил девичник у наших прабабушек, кто продавал косу невесты и что подавали на праздничный стол — знакомимся с особенностями русской традиционной свадьбы.

7 секретов традиционной русской свадьбы

Николай Петров. Смотрины невесты. 1861

7 секретов традиционной русской свадьбы

Константин Маковский. Сваха. 1900-е

7 секретов традиционной русской свадьбы

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777

Припевки. «Тили-тили тесто, жених и невеста»

Традиционные обряды раньше сопровождали невесту и жениха еще до официального сватовства. Например, помочь молодым влюбленным соединиться в браке должны были специальные «припевки». По традиции в них обязательно упоминали имена будущих супругов: «Хороший молодец — Иван Иванович! Ему понравилась Мария Ивановна!» или «Молодой князек — Иван Васильевич! Молода княгинюшка — Любовь Ивановна!» Раньше такие песни исполняли во время «толоки» — общей работы — на строительстве домов, во время косьбы или уборки хлеба. В Псковской области их называли «полевой голос» или «голос полешный».

«Ой, молодой-то молодец у нас Лександра Лексеевич!» Припевание пары на толоках в деревне Горбунова Гора Палкинского района Псковской области


Сватовство. Разведка боем

По традиции о свадьбе молодых договаривались сваты и родители. Перед сватовством часто проводили предварительное «запытывание» — узнавали, готова ли избранница выходить замуж. Разговор сваты вели иносказательно: «Вот, говорят, у вас овечка есть. А у нас — купец», «У вас тут телушечка заблудилась!» или «Наши охотники ходили в округе и нагледили лису. Лиса побежала к вам во двор». Жениха нужно было показать с лучшей стороны — если и не принцем на белом коне, то обязательно хорошим хозяином и семьянином.

Чтобы на первом «свидании» не отказали, в Ленинградской области, войдя в хату, старались «завалить клюки» (кочерги или ухваты), а по казачьей традиции мать жениха прятала под кофтой веник. Гости приносили для родителей невесты пирог. Если «запытывание» проходило неудачно, пирог возвращали обратно. В Белгородской области гостям после отказа могли вынести «гарбуз» (тыкву) — но только в том случае, когда жених не устраивал категорически. Чтобы насолить невесте, отвергнутые сваты, уходя, старались «закрывать дверь задом». Считалось, что к привередливой девушке после этого никто не посватается.

7 секретов традиционной русской свадьбы

Константин Трутовский. Пропивают невесту. XIX век

7 секретов традиционной русской свадьбы

Николай Пимоненко. Сваты. 1882

7 секретов традиционной русской свадьбы

Николай Пимоменко. Засватали. 1896

Если «запытали» успешно, мать невесты делила пирог от сватов на две или четыре части, а будущая жена в знак своего согласия дарила жениху платок, покрывало или простынь. Родители могли сразу же договориться об официальном сватовстве — этот обряд в каждом регионе назывался по-своему. На сговоре (или магарыче, пропое, барыше, запоинах) пели веселые застольные песни. На стол подавали традиционные блюда: пироги, холодец и окрошку. Родня жениха приносила с собой сало, ржаной хлеб и крепкий алкоголь.

Свадебная песня «Пьяница-пропойница» в исполнении А.И. Курской и М.И. Долженко из села Купино Шебекинского района Белгородской области

После окончательного сговора невеста уже не могла отказать жениху, это считалось оскорблением. Наступал период подготовки подарков будущим родственникам. Обычно невеста шила или вязала для жениха какую-нибудь одежду: шарф и перчатки, нижнее белье или даже весь свадебный костюм. К торжеству также готовили «сундук» — приданое. Полотенца, наряды и постельное белье шила и украшала вышивкой сама невеста с близкими родственницами.

Девичник. «Прощай, молодость!»

За несколько дней до свадьбы устраивали девичник. На Руси в этот день прощались с молодостью и родительской заботой. Невеста собирала подруг, девушки пели традиционные песни:

Ой, у ворот вереюшки повились,
Вот к Манечке подруженьки собрались.
Шли — прошли красные девки горою
И кликали да вот Марьюшку с собою:
— Пойдем, пойдем, да вот Марьюшка с нами в ряд,
Да заиграем, Ивановна, с нами в лад.
— Уйдите красны девки, да не ждите,
Ох, я себе сильного роя выловила,
Ох, сильный рой — Иванечка молодой.

Грустные «причитания» исполняли те, кого печалил переезд в семью мужа:

Свадебное причитание невесты «Голубушки, милые подруженьки» в исполнении П.А. Ревуновой из села Теблеши Бежецкого района Тверской области

Пели на девичнике и «благодарности» родителям:

Красное ты солнышко, Аннушка ты Тимофеевна,
А побереженней ты мне, красно солнушко-матушко.
Уж спасибо-то тебе за цветно платье,
Уж спасибо-то тебе за хлеб, за соль.

Однако девичник в первую очередь оставался праздником, и отмечали его с песнями, танцами и гостями. Иногда на него приглашали и жениха с друзьями. В Курской области на девичнике гости разыгрывали сценки. Девушки выстраивались в ряд, третьей по счету становилась будущая жена. Жених трижды проходил мимо них, танцуя, напевая и «выбирая» суженую. Потом гости водили хоровод, или «кривульки», как его называли в Архангельской области.

Свадебная песня «На широкой, на улочке», которую пели на девичнике, в исполнении ансамбля из деревни Кеба Лешуконского района Архангельской области


Гадания. Кто в доме хозяин?

Перед самой свадьбой и жених, и невеста, и их родственники гадали, чтобы узнать, как сложится совместная жизнь молодоженов.

Некоторые свадебные обряды помогали составить психологический портрет избранника надежнее, чем гороскоп. Родственники невесты утром в день свадьбы привозили в дом жениха украшенную лентами курицу. Ее запускали под стол и угощали пшеном. Если курица громко кудахтала и хлопала крыльями, то жениху следовало приготовиться: жена будет сварливой. А невесте дополнительные беспокойства доставлял сломанный каблук. Эта примета говорила, что у мужа будет тяжелый характер.

С помощью караваев «решали», кто будет хозяином в доме. Чья сваха — жениха или невесты — выше поднимала каравай, тот и будет главенствовать в семье. В Свердловской области судьбу молодой семьи также определяли свахи: при встрече они здоровались за руки и обменивались наполненными рюмками. Затем чокались, и каждая старалась перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удавалось, тот и будет хозяином в доме.

В Белгородской области гадали на каравае с двумя свечками. Одна из них олицетворяла жениха, другая — невесту. Каравай сажали в печь: чья свеча гасла, тот и разлюбит свою половинку первым.

Обмен свах хлебами — фрагмент свадебного обряда в исполнении Л.В. Кораблевой и Е.А. Тебеньковой из деревни Слобода Афанасьевского района Кировской области

Свадебный поезд. Дорогу жениху!

Утром в день свадьбы жених отправлялся к невесте на свадебном «поезде». Первый конь в упряжке был самым нарядным — с лентами, колокольчиками и цветами. Родственники невесты старались перекрыть путь процессии и «продавали дорогу». Жених откупался наливкой или подарками.

Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области

В доме невесты его также ждали непредвиденные расходы: он выкупал места за столом и для себя, и для своих гостей.

Дружко богатеня,
Молодой торватина,
Откупи у нас местечко —
Мы не дорого просим,
Дешево отдаваем:
Сто рублей с полтиною,
С золотою гривною,
С чарой наливною.

Коса невесты шла отдельным лотом. Аукционистом по традиции назначался младший брат будущей супруги. Он стучал скалкой о стол и приговаривал: «Моя коса не рублевая, моя коса сторублевая», пока жених не давал достойный выкуп за символ девичества. Не все женихи охотно платили за каждый свой шаг. На этот случай придумывались дразнилки:

Куды Любочка глядела —
Полюбила Ванюшу-слюнтея.
ен красив, красив да пригож:
Совиные вочи, цаплин нос.

А в некоторых регионах дразнилки и корилки были отдельной свадебной традицией. И родственники устраивали на свадьбах песенные перепалки.

Корения представителей родов жениха и невесты в свадебном обряде деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный пир. В перерывах — танцы

В день свадьбы невесту ждал особый обряд — повивание. Девушку причесывали и меняли головной убор на новый — замужний. Сваха прикрывала ее от сглаза фатой, заплетала две косы «на бабий манер» и укладывала их пучком или «рожками». А поверх прически надевали головной убор, обозначающий новый социальный статус. Это был чепец или почапушник, сорока или кукошник — в зависимости от региона.

Повивание невесты на свадьбе в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области

Одевание невесты в женский костюм на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

На стол в день свадьбы подавали куриную лапшу, холодец, пироги, кисели, узвары (компоты) и кашу. На праздничном ужине появлялись и особые блюда — «шишечки» (маленькие булочки) и свиной окорок, который перед свадьбой варили целые сутки. Тут же резали свадебный каравай и раздавали всем по кусочку. Жених и невеста, опасаясь сглаза, иногда ели в отдельной комнате.

Ни одна традиционная русская свадьба не проходила без музыки и танцев. В Псковской области на торжестве играли свадебные марши — на скрипках и цимбалах.

«Надельный марш» — свадебный наигрыш на скрипке и цимбалах в исполнении Я.П. Петрова (скрипка), В.А. Борисова (цимбалы) из деревни Бондари Себежского района Псковской области

В Подмосковье под праздничные песни плясали «проходки». Этот танец обычно разучивали прямо на свадьбе.

Проходочная песня «Яровая солома» в исполнении фольклорного ансамбля из деревни Субботино Павлово-Посадского района Московской области

Первая брачная ночь также сопровождалась обрядами. На стол ставили кувшин с калиной, который символизировал невинность молодой жены. В Воронежской области брачное ложе молодых «согревала» другая пара — друзья или родственники, которые были счастливы в браке.

Рассказ о брачной ночи группы исполнительниц из деревни Липовка Шумячского района Смоленской области


Второй день свадьбы. Испытания невесты

Второй день свадьбы — время испытаний молодой жены на хозяйственность (и стрессоустойчивость). Ее могли отправить к колодцу, а затем снова и снова выливали воду, пока она не откупится традиционными подарками — водкой, носовыми платками или табачными кисетами.

Обряд выливания воды с ряжеными на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

Во время другого испытания молодая хозяйка должна была, подметая, отделить деньги от соломы, почти как Золушка. Солому вперемешку с монетами по полу рассыпали родственники, приговаривая: «Не слепая ли наша молодайка?» В Тверской области на второй день свадьбы в избе расставляли столы. Их невеста застилала сотканными ею скатертями. Если их было много, молодую жену ждали почет, уважение и звание хорошей рукодельницы.

Потом родственники и гости съезжались пировать в дом родителей жены. После застолья всех ждали карагодные (хороводные) танцы и песни, посвященные молодой семье.

Плясовой наигрыш «Чеботуха» с припевками в исполнении А.А. Ельниковой, М.С. Ельниковой, Е.Г. Чупахиной, А.П. Беловой из села Белица Беловского района Курской области

Особый обряд существовал на случай, если вдруг свадьба затянулась, а гости засиделись. Жители Белгородской области, например, по полу рассыпали табак и поджигали его. Гости, понимая намек, вскоре расходились.

Теги:Публикации раздела Традиции

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Как женились герои Льва Толстого и Антона Чехова, Максима Горького и Михаила Зощенко.","url":"https://www.culture.ru/materials/254926/7-svadeb-iz-russkoi-klassiki","@context":"http://schema.org","name":"7 свадеб из русской классики","alternateName":"7 свадеб из русской классики","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/16210075459e9a64b03608ac297a6c43/a9d39e150f57d424c3ed0038962e9b9c.jpg","caption":"«,»width":812,"height":608},"articleSection":"Литература","datePublished":"2019-09-18T14:20:22.340Z","articleBody":«Лев Толстой писал в своем дневнике: «…описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это все равно что, описывая путешествие человека, оборвать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам». Мы собрали самые яркие описания свадеб из русской классики. Читайте, как женились герои Толстого и Чехова, Горького и Зощенко.Некоторые свадебные обычаи упомянуты еще в Повести временных лет, созданной в начале XII века. В ней монах-летописец перечислял брачные традиции славянских племен дохристианского периода:Подробные литературные описания русской свадьбы появились лишь в XV–XVI веках, когда распространились сборники правил на все случаи жизни. В середине XVI столетия один из них — «Домострой» — составил для царя Ивана Грозного его духовный наставник протопоп Сильвестр.О заключении брака рассказывал особый раздел — «Свадебный чин». В нем были расписаны все этапы — от предварительного сговора родственников до «фруктового стола» на второй день после венчания. Уточнялось, как оформить место свадебного пира, как рассаживать гостей по чину и чем угощать. «Домострой» уделял большое внимание имущественным вопросам. Например, приданое передавали на второй день свадьбы, подписывая «рядные» документы в отсутствие женщин:Герой романа Льва Толстого «Анна Каренина» помещик Константин Лёвин не сразу добился взаимности княжны Кити Щербацкой. И все же их брак стал браком по любви. Описание свадьбы в романе — еще и ценное свидетельство эпохи. Например, молодоженам предложили после свадьбы поехать в Европу, как это было принято среди аристократов, но невеста решила отправиться к мужу в деревню. Поступок казался странным для урожденной княжны, но современникам он давал лучше понять характер героини. Большое внимание уделил Толстой и хозяйственным деталям.В 1875 году украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий написал комедию «На Кожумяках». Автор высмеивал нравы киевских горожан, которые стремились к красивой, «хранцюзской» жизни. В 1883 году пьесу обработал Михаил Старицкий. По договоренности с Нечуй-Левицким комедия получила название «Панська губа, та зубів нема», а в подзаголовке значилось «За двумя зайцами». Премьера прошла в том же 1883 году в киевском Театре Бергонье.С украинского языка на русский пьесу перевел Александр Островский, автор «Грозы» и «Бесприданницы». Пьеса не сходит с российских подмостков вот уже более 130 лет. А в 1961 году режиссер Виктор Иванов снял фильм, в котором главного героя — парикмахера и прохвоста Свирида Голохвостого — сыграл Олег Борисов.И хотя свадьба главного героя с богатой, но некрасивой Проней в конце концов расстроилась, комедия дала нам представление о том, как готовились к бракосочетанию во второй половине XIX века зажиточные мещане.В 1884 году в юмористическом журнале «Осколки» вышел рассказ Антона Чехова «Свадьба с генералом». Обычай приглашать на свадьбу значительное лицо «в чинах» действительно существовал в купеческой среде. Чехов высмеял попытку мелкого служащего — оценщика ссудной кассы — следовать купеческой моде.В 1889 году Чехов использовал этот сюжет в одноактной пьесе «Свадьба». Водевиль сразу взяли в репертуар многие любительские труппы. Об одном из таких представлений в 1900 году писала актриса Ольга Книппер: «На днях был Толстой на «Чеховском вечере» и смеялся, говорят, до упаду, и ему очень понравилось». В 1902 году «Свадьбу» наконец поставили на профессиональной сцене — в Александринском театре. В 1944 году по произведениям Чехова сняли фильм «Свадьба», главные роли в котором исполнили Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Федорова и Алексей Грибов. А выражение «свадебный генерал» стало нарицательным.Максим Горький написал роман «Дело Артамоновых» о семье провинциальных промышленников в 1925 году, но действие происходит в дореволюционное время. Свадьба Петра Артамонова и Натальи — яркий пример «разрыва поколений», когда патриархальные традиции молодежь стала воспринимать как дремучие предрассудки.В 1933 году ленинградский Мюзик-холл представил одноактный водевиль Михаила Зощенко «Свадьба». Двумя годами позже писатель выпустил сборник рассказов «Голубая книга», куда вошла новелла «Свадебное происшествие». И рассказ, и пьеса высмеивали легкомысленное отношение советской молодежи к гражданскому (нецерковному) браку: хочу — «запишусь», хочу — разведусь. Главный герой не мог узнать на собственной свадьбе невесту — малознакомую девушку — и по ошибке поцеловал другую.В 1975 году режиссер Леонид Гайдай снял по рассказам Михаила Зощенко сборник киноновелл «Не может быть!». Главных героев из «Свадебного происшествия» блестяще сыграли Леонид Куравлев и Валентина Теличкина.Михаил Шолохов закончил роман «Тихий Дон» в 1940 году, а в 1965-м получил за него Нобелевскую премию. Алексей Толстой оценивал роман как «эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества». Картины сватовства Григория Мелехова к Наталье, подготовки к свадьбе, венчания и гуляний Шолохов действительно взял из народного быта. Например, сваты украли в доме невесты веник, чтобы «не получить отказа». Невеста связала перед свадьбой «традиционный шарф из козьего дымчатого пуха и пуховые перчатки». Семья жениха, в свою очередь, приготовила «кладку» из одежды — выкуп за невесту. В день венчания жених пребывал в растерянности, его поддерживал брат Петро — на этой свадьбе он дружка, или распорядитель.Свадебные песни и танцы казаков вошли в легендарную экранизацию «Тихого Дона», которую снял в 1958 году Сергей Герасимов.Автор: Екатерина Гудкова»,

Источник: culture.ru