Академия художеств: ретроспективный взгляд

В 1757 году решением Сената в России была учреждена Академия художеств. Больше века она оставалась единственным в стране высшим учебным заведением, где обучали изобразительным искусствам.

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Императорская Академия художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), Санкт-Петербург

В начале пути

Идею о том, что России следовало бы обзавестись собственной «кузницей кадров» в области изящных искусств, не раз высказывал еще Петр I. И даже успел за год до смерти подписать указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Исполнение завета государя-реформатора привело к появлению в составе новоучрежденной Академии наук специального художественного отделения. Однако структура получилась не очень жизнеспособной: ученые мужи постоянно конфликтовали со служителями муз и, говоря откровенно, оных затирали. Попытки организационно разделить две эти сферы долго не удавались, пока за дело не взялся меценат и просветитель Иван Шувалов. По совету Ломоносова именно он, имея влияние на императрицу Елизавету Петровну, добился учреждения «особой трех знатнейших художеств академии». Под «знатнейшими» подразумевались живопись, ваяние и зодчество.

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Илларион Мошков. Вид Императорской Академии художеств. Ок. 1800

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Императорская Академия художеств, Санкт-Петербург. Дореволюционная открытка

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Илларион Мошков. Вид Императорской Академии художеств от обхваты. 1799—1802

Хотя академия первое время формально причислялась к Московскому университету, в действительности это был сугубо петербургский сюжет. За отсутствием казенных помещений занятия проходили прямо у Шувалова дома, в особняке на Садовой улице. Даже заграничных преподавателей он поначалу приглашал на собственные деньги. С восшествием на трон Екатерины II сей «образовательный проект» обрел второе дыхание. В 1764 году царица своим указом даровала заведению «Привилегию», наделив его императорским статусом. Тогда же на Васильевском острове началось строительство величественного здания в духе классицизма по проекту Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота и Александра Кокоринова. Академия художеств вступила в пору своего процветания.

Свое и заграничное

С момента возникновения эта школа целиком и полностью была ориентирована на европейскую модель обучения. Прототипов хватало: знаменитые академии искусств уже довольно давно существовали в Париже, Риме, Болонье, Флоренции... Россия со своим почином не слишком отставала. Например, Королевская Академия художеств в Лондоне была основана на одиннадцать лет позднее. Хотя дело тут, разумеется, не в том, кто кого обогнал с официальными институциями. Гораздо важнее, что в Петербурге в середине XVIII столетия заработал механизм, позволивший отечественным живописцам, скульпторам, архитекторам (а также граверам и медальерам) попадать в одну систему координат с иностранными творцами, которые прежде казались недосягаемыми кумирами.

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Илья Репин. Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану). 1880—1891. Государственный Русский музей

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881—1898. Государственная Третьяковская галерея

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884—1887. Государственная Третьяковская галерея

Однако и национальные приоритеты были незамедлительно обозначены. Буквально на церемонии открытия академии поэт Александр Сумароков возвестил: «Первая должность упражняющихся в сих хитростях есть изображение истории своего отечества и великих в оном людей». Этому наставлению академические воспитанники следовали десятки лет. В картинах, представляемых к выпускным экзаменам, античные или библейские сюжеты непременно чередовались с эпизодами из русской истории.

Чему и как учили

Именно исторический жанр считался здесь главным, вершинным в иерархии. Чтобы заслужить право на создание такого рода произведений, следовало пройти долгий путь. Уже в пять-шесть лет детей принимали в Воспитательное училище при академии, где им прививались навыки рисования орнаментов и копирования по образцам. Пройдя два низших разряда обучения, воспитанники становились студентами и начинали приобретать специализацию по классам. Все без исключения проходили через рисование гипсовых голов и фигур, постепенно приближаясь к изображению живых моделей с натуры. Кстати, преподавали здесь и общеобразовательные предметы, и языки. Максимальная продолжительность учебного курса составляла около пятнадцати лет. Выпускники обязаны были доказать свою профессиональную состоятельность выполнением «программы» — собственного опуса на заданную тему.

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Копирование в залах Музея Императорской Академии художеств. 1900е. Фотография: museum.ru

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Натурный класс в Академии художеств, мастерская профессора Владимира Маковского. 1913 год. Фотография: art-spb.info

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Николая Самокиша. 1915 год. Фотография: maslovka.org

Однако и после этого их связь с альма-матер не обрывалась. Академия бралась обеспечивать своим питомцам карьерное продвижение и нередко снабжала их государственными заказами. А лучшие из лучших — обладатели золотой медали первого или второго достоинства — направлялись в так называемые пенсионерские поездки за границу. Как правило, в Италию или Францию. Академия оплачивала пребывание медалистов в Европе на протяжении внушительного срока: в XVIII веке речь шла о трех годах стажировки, а позднее — уже о шести. Традиция эта не обходилась, конечно, без эксцессов. Порой художники-пенсионеры «забывали» возвращаться на родину в срок. Вспомнить хотя бы Карла Брюллова, который провел в Италии двенадцать лет и прибыл обратно в Петербург лишь после личного повеления государя Николая Павловича. Зато прибыл не с пустыми руками. Пенсионерская практика весьма способствовала творческому росту художников и укрепляла славу русского искусства за рубежом.

Кризис, ликвидация, возрождение

Разумеется, даже золотой век Императорской Академии художеств не был совсем уж идиллическим, но долгое время царившие там методы и порядки никем не ставились под сомнение. Гром грянул 9 ноября 1863 года, когда группа живописцев-дипломников отказалась писать свои выпускные картины на заданную тему из скандинавской мифологии. Этот «бунт 14-ти» против догм академизма ярко обозначил кризис художественного образования, который, к слову, назрел не только в России. Демарш будущих передвижников не привел, конечно, к моментальным реформам, но все же медленные тектонические сдвиги начали происходить. Гениальный преподаватель Павел Чистяков аккуратно, но твердо перестроил обучение рисунку и живописи, в результате чего из стен академии вышли столь разные, но чрезвычайно значимые фигуры — Репин, Врубель, Серов, Поленов, Борисов-Мусатов.

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Карл Брюллов. Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит). 1827. Государственная Третьяковская галерея

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Кузьма Петров-Водкин. Селедка. 1918. Государственный Русский музей

Академия художеств: ретроспективный взгляд

Илья Репин. Портрет художника Павла Чистякова. 1878. Государственная Третьяковская галерея

Радикальная же реформа произошла в ИАХ позднее, в начале 1890-х. Однако она не поспевала, увы, за бурным течением художественной жизни. А еще более бурная политическая жизнь привела к упразднению этой «старорежимной» институции в 1918 году. Правда, на фундаменте тут же проросли Петроградские государственные художественно-учебные мастерские «при воссозданной Академии художеств» — там преподавал, в частности, Кузьма Петров-Водкин. В начале 1930-х по инициативе живописца Исаака Бродского была предпринята попытка переосновать Всероссийскую академию художеств в Ленинграде, что удалось лишь отчасти: все-таки столичные амбиции стали прерогативой уже другого города.

Именно в Москве в 1947 году торжественно возвестили об учреждении Академии художеств СССР, почти через полвека преобразованной в нынешнюю Российскую Академию художеств. А в историческом здании на Университетской набережной в Петербурге и в наши дни обучают искусствам — теперь уже студентов Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Автор: Дмитрий Смолев

Теги:Публикации раздела Архитектура

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Зачем в подвале устроили карцер и почему Афанасий Фет плевал на двери университета.","url":"https://www.culture.ru/materials/255354/10-interesnykh-faktov-ob-mgu","@context":"http://schema.org","name":"10 интересных фактов об МГУ","alternateName":"10 интересных фактов об МГУ","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/7402348bcfde8ad237620a095b568c12/1fb89d6546dbb5b75768fd66cb92b9f9.jpg","caption":"«,»width":893,"height":670},"articleSection":"Лекции","datePublished":"2020-01-24T06:40:56.059Z","articleBody":«Московский университет в XVIII веке располагался на Красной площади, его профессора были неподсудны, однако с должности их могли сместить простые студенты. Читайте, зачем в подвале здания на Моховой устроили карцер, какие ученые степени присваивали студентам и почему Афанасий Фет плевал на двери университета.25 февраля 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала «Проект об учреждении Императорского Московского университета». Указ о его создании вышел немного позже — 4 февраля. Первому в России высшему учебному заведению отдали здание Земского приказа. Оно находилось в самом центре Москвы — на Красной площади. Сегодня на этом месте располагается Государственный исторический музей.Здание возвели еще в 1597 году как ратушу по образцу аналогичных европейских строений: над основным корпусом возвышалась башня со шпилем. Во время Отечественной войны 1812 года здание сгорело, и его пришлось отстраивать заново. Фасад декорировали в стиле московского барокко с каменными резными наличниками, поясами из цветных изразцов, лепниной в виде двуглавых орлов и рельефными панно.Московский университет переехал из Земской управы в 1793 году — в корпус на Моховой. Старое здание разобрали в 1874-м, фрагменты изразцовых украшений хранятся в фондах Исторического музея.По свидетельствам современников создать университет первым предложил ученый Михаил Ломоносов. Он же составил черновой проект. Однако ни в указе о создании учебного заведения, ни в распорядительных документах, ни даже в речах, которые произносили знатные гости на открытии, имя Ломоносова так и не упомянули. Директором университета стал сын стольника Алексей Аргамаков, а куратором, который непосредственно управлял учебным процессом, — фаворит Елизаветы Петровны Иван Шувалов.Имя Михаила Ломоносова Московский университет стал носить только с 1940 года. Этот год в вузе посвятили 175-летию со дня смерти ученого. А самому университету как раз исполнялось 185 лет.По задумке Ломоносова все студенты должны были начинать учебу на философском факультете. Здесь они получали фундаментальную подготовку по гуманитарным наукам. Затем студенты могли выбрать другое направление — юридическое или медицинское — или же продолжить обучение на этом же факультете. В отличие в европейских вузов того времени, Московский университет был светским учебным заведением, здесь не преподавали богословие.На первом курсе студенты обучались бесплатно, самых одаренных из них освобождали от платы и в последующие годы.В XIX веке студентов принимали сразу на нужный факультет и готовили уже по четырем направлениям: на факультетах физико-математических, словесных, нравственных и политических, врачебных и медицинских наук.Университет обходился казне дорого. При создании ему выделили десять тысяч рублей — на эти деньги можно было купить деревню с крепостными. На библиотеку императрица выделила дополнительно четыре тысячи рублей, а на приборы и учебное оборудование — еще тысячу.Ежегодно университет спонсировали меценаты: они закупали книги, платили стипендии успешным студентам. Промышленник Акинфий Демидов передал университету шесть тысяч рублей и свою коллекцию минералов — она легла в основу университетского минералогического собрания. Профессора дарили свои личные библиотеки. В самые трудные времена средства собирали студенты. Они писали в частные дома: помещикам, купцам, иногда даже мелким чиновникам с просьбой высылать им денег на обучение. Эту процедуру называли «подпиской на студента». Вырученные деньги переходили в казну университета.Московский университет считался частью государственного аппарата и подчинялся только Правительствующему сенату — после монарха высшему органу власти в стране. При этом учебное заведение могло распоряжаться финансами по усмотрению куратора и даже владело собственными крепостными.Профессора Московского университета были неподсудны. Единственный орган, который мог их судить, — университетский совет, и только в исключительных случаях. Также они состояли на преподавательской службе. И хотя они находились в нижних строчках Табели о рангах, это поднимало престиж профессии и помогало привлечь молодых специалистов.Вскоре профессорское сообщество выработало собственную «табель о рангах». Появились ученые степени: кандидат университета, действительный студент, магистр и кандидат наук. В 1791 году императрица Екатерина II наделила Московский университет правом присуждать ученые степени «обучающимся в оном врачебным наукам».В XIX веке студенты Московского университета нередко поднимали мятежи: они могли протестовать против преподавателей, методов обучения. И часто добивались изменений. «Они делали, что хотели, — писал в книге «Воспоминания» историк и правовед Борис Чичерин. — завели у себя столовые и кассы. По всякому поводу собирались сходки, на которые иногда вызывались ректор и деканы, и те ходили, объяснялись, старались успокоить молодежь». Иногда унимать бунтующих прибывала полиция. В подвале корпуса на Моховой располагался карцер для особо рьяных мятежников. Но стоящие на карауле солдаты часто жалели студентов: кормили их и пускали к ним друзей. Александр Герцен вспоминал: «Как только смерклось и университет опустел, товарищи принесли нам сыру, дичи, сигар, вина и ликеру. Солдат сердился, ворчал, брал двугривенные и носил припасы. После полуночи он пошел далее и пустил к нам несколько человек гостей. Так проводили мы время, пируя ночью и ложась спать днем».В карцер попадали не только по приказу властей. Однажды сами студенты отправили туда своего товарища — за кражу.Одним из известных студентов Московского университета был литературный критик Виссарион Белинский. Он учился на словесном отделении философского факультета.Белинский так описывал условия в университете: «Сидя часов пять сряду на лекциях, должно и остальное время вертеться на стуле. Бывало, я и понятия не имел о боли в спине и пояснице, а теперь хожу весь как разломанный… Пища в столовой так мерзка, так гнусна, что невозможно есть. Я удивляюсь, каким образом мы уцелели от холеры, питаясь пакостною падалью, стервятиной и супом с червями». Белинский часто болел, а однажды попал в больницу с воспалением легких.В начале 1830-х годов он подал в цензурный комитет первое крупное произведение — трагедию «Дмитрий Калинин», в которой герои выступают за отмену крепостного права. Произведение запретили, Белинскому угрожали ссылкой и каторгой и в итоге отчислили из университета, сославшись на частые болезни.В отличие от Белинского Афанасий Фет университет закончил. И хотя именно в студенческие годы он опубликовал свои первые произведения и даже получил положительные отзывы критиков, альма-матер поэт вспоминал с неприязнью. В университете знали о происхождении Фета: он родился до брака и был лишен дворянских привилегий. Студенты часто высмеивали и молодого поэта, и его стихотворения.Поэтому позже Афанасий Фет, проезжая по Моховой, всегда плевал в сторону учебного корпуса. А его кучер, зная эту привычку, специально останавливал лошадей.Студенческий театр Московского университета — старейший театр столицы. Первый спектакль артисты показали еще в 1756 году в здании на Красной площади, тогда труппу возглавил драматург Михаил Херасков. Изначально в постановках участвовали только мужчины, но через год, в 1757-м, появились и девушки-актрисы.Через несколько лет в Москву из Петербурга переехал антрепренер Майкл Меддокс. Университетская труппа стала основой для его нового театра. Артисты ставили спектакли в новом здании на Петровке. Именно с Петровского театра ведет свою историю Государственный академический Большой театр России.В советские годы студенческий театр Московского университета возглавлял известный режиссер Ролан Быков. Здесь же ставили свои спектакли Марк Захаров, Сергей Юткевич, Роман Виктюк. На студенческой сцене дебютировали Ия Саввина, Алла Демидова, Галина Стаханова.В 1999 году труппа стала называться «Театр МОСТ» — Московский открытый студенческий театр. Он получил статус государственного и переехал в собственное здание со сценой.Университетскую высотку планировали построить на самом обрыве Воробьевых гор — на месте нынешней смотровой площадки, однако эксперты беспокоились, что грунт может не выдержать тяжелое строение. Здание возвели на 800 метров южнее, а на прежнем месте разбили смотровую площадку.О подземной части МГУ долго ходили легенды. Одни предполагали, что внизу проходит секретная ветка метро, другие — что там скрывается целый подземный город.Под университетом действительно находятся тоннели и комнаты — несколько этажей. Здесь в советское время располагались лаборатории, энергоподстанция, бойлерные, насосная станция и бомбоубежище, в котором могли укрыться студенты, а также преподаватели и их семьи. Преподаватели жили в этой же высотке, здесь и сейчас находятся 184 квартиры — в четырех башнях-пинаклях.Автор: Лидия Туляганова»,

Источник: culture.ru