Ар-деко для «чайников»

Где и как возник стиль ар-деко, кто его основал, был ли он в молодом Советском Союзе — разбираемся в хитросплетениях стиля вместе с Софьей Багдасаровой.

Что такое ар-деко?

Ар-деко для «чайников»

Лист из альбома Feuillets d'Art. 1919

Ар-деко для «чайников»

Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911

Ар-деко для «чайников»

Лист из альбома Modes et Manières d'Aujourd'hui. 1914

Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», — название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро­вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни — очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.

Как узнать предмет в стиле ар-деко?

Ар-деко для «чайников»

Портсигары, пудреницы. 1930-е. Институт моды Киото

Ар-деко для «чайников»

Обложка журнала Vogue с «оптическим» платьем от С. Делоне. 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников»

Сумочки. Ок. 1910. Институт моды Киото

Эта вещь обязательно будет красивой — стильной, элегантной. Она сделана из материала с дорогой текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного — много. Нередко автор явно использовал линейку — но при этом умудрялся весьма изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. Еще зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-то странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» тоже ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс — поэтому тут и стилизованные поезда, летящие на огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.

Стиль в моде

Ар-деко для «чайников»

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников»

Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников»

Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Стиль в ювелирных украшениях

Ар-деко для «чайников»

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Ар-деко для «чайников»

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Ар-деко для «чайников»

Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» — золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) — вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

А в России ар-деко было?

Ар-деко для «чайников»

Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Ар-деко для «чайников»

Станция метро «Маяковская»

Ар-деко для «чайников»

Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а сам подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот же стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.

Мастера ар-деко русского происхождения

Ар-деко для «чайников»

Соня Делоне. Похожие платья (Три женщины). 1925. Музей Тейт Модерн

Ар-деко для «чайников»

Эрте. Держатели драгоценностей. Фоли-Бержер, 1927

Ар-деко для «чайников»

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом бугатти. 1929. Частная коллекция

Но гораздо весомее вклад, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper's Bazaar выходили под обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого — Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» — одна из ключевых работ стиля.

Виртуальный музей государственного музея архитектуры им. А.В. ЩусеваВиртуальный тур по Музеям Московского Кремля

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую мы видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна из немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, — Тамара Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А вот главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам имя, — румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поработать и в модной индустрии — явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, что стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский художественный мир в 1900-х. Так что — спасибо Дягилеву и за ар-деко!

Теги:Публикации раздела Музеи

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Картины русских и зарубежных художников.","url":"https://www.culture.ru/materials/253123/shedevry-pushkinskogo-v-prilozhenii-artefact","@context":"http://schema.org","name":"Шедевры Пушкинского в приложении Artefact","alternateName":"Шедевры Пушкинского в приложении Artefact","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/3f22e6bff27ce2562e68ecaff94126ec/d6c24d0ea1fb6bc4e3059c4e9807b32b.jpg","caption":"Картины Пушкинского в приложении Artefact","width":2001,"height":1560},"articleSection":"Публикации раздела Музеи","datePublished":"2018-11-09T07:50:00.000Z","articleBody":«Шедевры Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина доступны в обновленном приложении дополненной реальности Artefact.Попробуйте использовать Artefact на портале «Культура.РФ». Установите приложение, скачайте коллекцию «Галерея искусства стран Европы и Америки», наведите камеру на любую из картин — прямо на экран — и узнавайте интересные факты о творчестве художника. А в нашем материале — немного об истории создания легендарных полотен. Василий Кандинский считается основателем абстрактного искусства, а его «Картина с кругом» 1911 года — первым беспредметным полотном в мире. В том же году художник написал и «Импровизацию № 20 (Две лошади)». В это время он вместе с немецким живописцем Францем Марком создал в Мюнхене объединение экспрессионистов «Синий всадник». Художники пытались уйти от академических традиций в живописи, обсуждали идеи синтеза искусств и выражения на полотне собственных ощущений.Свои абстракции Кандинский делил на три вида: импрессии, импровизации и композиции. Первые — прямые впечатления от созерцания; вторые — поток бессознательного; третьи, напротив, сознательно выстроенные. «Импровизация № 20» стала одной из последних работ художника, на которой еще сохранялись очертания реальных предметов.Картину «Девочка на шаре» Пикассо написал в 1905 году. Она относится к «розовому» периоду в творчестве художника: в цветовой гамме его полотен преобладали жемчужные, золотистые и розово-красные оттенки. Выделялись и основные персонажи: акробаты, эквилибристы, жонглеры, клоуны. В это время Пикассо с друзьями часто посещал цирк.Цирковых артистов Пикассо никогда не изображал на арене — всегда на фоне условного пустынного ландшафта. Исследователи предполагают, что, работая над фигурой девочки, Пикассо, скорее всего, ориентировался на скульптуру Йоханнеса Гётца «Мальчик, балансирующий на шаре». Хрупкую героиню уравновесили монументальная фигура атлета и фигуры людей на заднем фоне. А лошадь с этой картины позже появилась также в «Мальчике, ведущем лошадь» и на эскизах «Арлекин на лошади» и «Семья комедиантов».Марк Шагал создал свой собственный неповторимый стиль на стыке кубизма и футуризма. Он сочетал обыденное с возвышенным, а реальное — с иррациональным. Поэтому на его картинах герои часто парят в воздухе и игнорируют законы физики. На многих картинах также присутствует родной город художника — Витебск.«Ноктюрн» относится к циклу произведений Шагала, написанных после неожиданной смерти в 1944 году первой жены — Беллы Розенфельд. Эта картина стала своеобразным прощанием с ней. Шагал изобразил возлюбленную в белом погребальном саване, а в его подоле написал собственный профиль. Беллу Розенфельд уносит огненный конь — символ дикой стихии. Фигуры парят над Покровской улицей в Витебске: художник написал дом, в котором он с женой жил сразу после свадьбы.Картину с виноградником, «красным, как красное вино», как описывал его Винсент Ван Гог, художник написал в ноябре 1888 года. В это время он жил в небольшом городке Арль. Ван Гог увлекался японской гравюрой, и на Юг Франции приехал, потому что здесь ему все напоминало о Стране восходящего солнца.Яркий пейзаж с «зеленым небом» и «фиолетовой землей» Ван Гог увидел во время прогулки с Полем Гогеном. «Красные виноградники в Арле» были одной из нескольких работ, которые художнику удалось продать при жизни: ее купила в 1890 году художница Анна Бох. Позже полотно приобрел коллекционер Иван Морозов, а после революции оно попало в музейные собрания.Поль Гоген стал одним из первых художников Европы, в полотнах которого появились черты наивного искусства: чистые, но не естественные цвета, лишенные объема фигуры, упрощенные формы предметов. Гоген называл свой стиль «синтетизмом» — в его картинах сливались реальный и вымышленный миры.Когда Гогену было 43 года, он впервые приехал на острова Океании. А спустя два года вернулся на Таити и остался здесь жить. Тогда художник и написал «Жену короля» — картину со множеством персонажей, которые существуют в разных композиционных плоскостях. А на переднем плане в центре композиции — юная обнаженная таитянка с красным веером, знаком королевского рода.Михаил Ларионов — один из основоположников русского авангарда начала ХХ века. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Исаака Левитана, а позже увлекался фовизмом, наивным искусством, французским импрессионизмом.Полотно «Натюрморт. Шампанское и розы» Михаил Ларионов написал в Париже. Картина создана в 1927 или 1928 году, когда художник оформлял балетные спектакли Сергея Дягилева и иллюстрировал книги. Упрощенная техника и нарочито грубоватые мазки отсылают к наследию художников-наивистов, а нежные и изысканные серо-розовые оттенки полотна — к традициям импрессионистов, которые улавливали на полотнах мимолетные эмоции.Французский импрессионист Эдгар Дега изображал балерин не на сцене, а за кулисами, в танцевальных классах во время репетиций, фойе и артистической уборной.«Голубые танцовщицы» относятся к позднему периоду творчества художника, когда он стал хуже видеть и писал крупными цветовыми пятнами. Есть версия, что на картине изображены не четыре девушки, а одна — в разных движениях: она завязывает пуанты, поправляет платье и осматривает его, держась за край декорации.Дега писал «Голубых танцовщиц» пастелью. Он по-особому работал с этим материалом: обрабатывал рисунок паром, чтобы размягчить карандаши и лучше растушевать их на бумаге. Такой прием делал рисунок более мерцающим. А чтобы придать краскам блеск, художник растворял пастель в горячей воде и наносил на холст кистью.Авторы: Диана Тесленко, Евгения Ряднова»,

Источник: culture.ru