История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Дом Зингера — одно из самых узнаваемых зданий на Невском проспекте. Его возвели в 1904 году по проекту архитектора Павла Сюзора. Кроме правления фирмы «Зингер», в разные годы здесь располагались швейные мастерские, американское консульство, издательства и один из самых крупных книжных магазинов Европы — Санкт-Петербургский дом книги. Рассказываем об истории знаменитого здания.

Строительство Дома Зингера

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Разрез Дома Зингера (фрагмент). Изображение: Mary / citywalls.ru

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Строительство Дома Зингера. 1903. Санкт-Петербург. Фотография: pastvu.com

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Дом аптекаря Карла Имзена. 1890-е. Санкт-Петербург. Фотография: history.gradpetra.net

Дом Зингера построили на углу Невского проспекта и набережной канала Грибоедова (в начале ХХ века он назывался Екатерининским). Первые здания на этом месте появились в конце 1730-х — начале 1740-х годов. Сначала тут был оперный дом, в котором давали комедийные представления. Театр работал до 1749 года, пока не сгорел. В 1770-х на его месте возвели трехэтажный особняк для духовника Екатерины II — протоиерея Ивана Панфилова.

В 1840-х здание выкупил аптекарь Карл Имзен. По его распоряжению дом перестроили и добавили к нему еще один этаж. Часть помещений Имзен сдавал в аренду: в них располагались нотная лавка, редакция газеты «Биржевые новости», книжный магазин и ателье Сергея Левицкого — первого в России профессионального фотографа.

В 1902 году участок земли, на котором находился дом Имзена, приобрела американская компания «Зингер». Фирма выпускала швейные машины, к тому времени у нее уже было крупное производство в Подольске и 3000 магазинов по всей России. Руководство «Зингера» собиралось открыть правление в Петербурге и выбрало для него одно из самых оживленных мест в центре города. Все прежние постройки на этом месте снесли.

Владельцы компании планировали построить в Петербурге небоскреб не меньше 11 этажей, но это противоречило архитектурному регламенту: по закону в столице нельзя было возводить дома выше Зимнего дворца. Однако ограничения касались только высоты фасадов. Архитектор Павел Сюзор, которому поручили разработку проекта, предложил компромиссное решение — возвести декоративную угловую башню, которая соответствовала правилам, но выделялась среди окружающих построек.

Скрытые водосточные трубы и паровые снегоочистители

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Лестница в Доме Зингера. Санкт-Петербург. Фотография: Mary / citywalls.ru

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Дом Зингера. Санкт-Петербург. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: pastvu.com

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Валькирии на фасаде Дома Зингера. Скульпторы: Артемий Обер, Амандус Адамсон. Санкт-Петербург. 1904. Фотография: Mary / citywalls.ru

Строительство Дома Зингера завершилось в 1904 году. Многие архитектурные решения Павла Сюзора были нетипичны для начала ХХ века. Он первым в России использовал для стен металлический каркас, который позволил создать большие витражные окна. В здании располагался атриум — внутренний дворик с прозрачной стеклянной крышей. Он тоже был редкостью для того времени.

Чтобы не перегружать фасад дома и не портить его декор, Сюзор изобрел скрытые водосточные трубы, которые монтировались прямо в стены. В будущем офисе «Зингера» работали лифты немецкой фирмы «Отис». В некоторых помещениях находились встроенные металлические сейфы. Внутри стен были устроены вентиляционные шахты и проложены трубы парового отопления. Еще одна паровая система, которую спроектировал Сюзор, автоматически очищала крышу от снега.

Стеклянный глобус, валькирия со швейной машинкой и американский орел

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Башня Дома Зингера. Санкт-Петербург. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Скульптура орла американского герба на стеклянном куполе Дома Зингера. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Дом Зингера. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: Степан Богданов / фотобанк «Лори»

Гранитный фасад Дома Зингера украшали кованые решетки, растительные орнаменты и скульптуры мифологических персонажей. На угловой части под стеклянной башней расположились изображения крылатых валькирий. В скандинавской мифологии эти девы-воительницы считались дочерьми верховного бога Одина, олицетворяли смелость, честность и справедливость. По проекту Павла Сюзора их изобразили в полный рост, стоящими на рострах — носовых частях кораблей. Одна из валькирий держала гарпун, символ мореплавания: в те времена почти вся торговля была связана с морскими путешествиями. В руке у другой девы было веретено, которое олицетворяло легкую промышленность. Под локтем у нее стояла швейная машинка.

На вершине башни установили огромный стеклянный глобус, который удерживали каменные скульптуры матросов. Земной шар символизировал намерения «Зингера» — охватить торговой сетью весь мир. Вдоль экватора глобус опоясывала лента с названием компании. По вечерам она ярко подсвечивалась электрическими лампами.

В годы Первой мировой войны на стеклянном куполе Дома Зингера появилось скульптурное изображение американского герба — белоголового орлана. В то время фирму из-за немецкого названия часто подозревали в шпионаже в пользу Германии. Чтобы подчеркнуть американское происхождение компании, руководство «Зингера» решило установить на своем правлении герб США.

Дом книги

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Даниил Хармс на балконе Дома Книги. 1930-е. Санкт-Петербург. Фотография: Г. Левин / d-harms.ru

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Открытие Дома Книги после реставрации. 1948. Ленинград. Фотография: pastvu.com

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Книжный магазин Дома Книги. Ленинград. Фотография: архив Дома Книги / pastvu.com

После революции компания «Зингер» закрыла производство в России. В 1919 году в бывший Дом Зингера переехало издательство «Петрогосиздат». При нем открылся книжный магазин. Здесь часто бывали Даниил Хармс, Самуил Маршак, Ольга Форш, Алексей Толстой. Торговля книгами развернулась на двух нижних этажах, а остальные помещения занимали издательства и газетные редакции.

Дом книги в Ленинграде стал самым крупным книжным магазином в СССР. Он не закрылся даже в годы Великой Отечественной войны. В ноябре 1941-го в соседнее здание попала бомба, и взрывной волной в магазине выбило стекла. Сотрудники заколотили оконные проемы фанерой и продолжали работать. Зимой 1941 года в книгохранилище прорвало трубы, но и тогда торговля не остановилась: пока здание ремонтировали, книги продавались на уличных лотках.

В 1965 году Дом Зингера, пострадавший от обстрелов, восстановили. В 2004 году его отреставрировали снова: интерьерам вернули исторический облик, восстановили дубовые рамы и двери, обновили позолоту и мраморные ступени.

Автор: Ирина Кирилина

Теги:АрхитектураПубликации раздела Архитектура

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Памятники архитектуры Санкт-Петербурга.","url":"https://www.culture.ru/materials/253381/7-bankov-v-stile-modern","@context":"http://schema.org","name":"7 банков в стиле модерн","alternateName":"7 банков в стиле модерн","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/a2026524f5a4b54aa3674083812ae3f7/bffb9d9716a3c8a1d002c25e8451505c.jpg","caption":"«,»width":814,"height":614},"articleSection":"Публикации раздела Архитектура","datePublished":"2018-09-28T09:45:25.849Z","articleBody":«В конце XIX — начале ХХ века в Санкт-Петербурге появилось много новых банковских отделений. Октябрьская революция положила конец работе многих банков России, но их здания в стиле модерн стали памятниками архитектуры. Самые интересные постройки такого рода — в подборке портала «Культура.РФ».Здание Азовско-Донского коммерческого банка на Большой Морской улице строили почти семь лет — с 1907 по 1913 год. Проектировал банк архитектор Федор Лидваль. Несимметричный гранитный фасад, обильно украшенный скульптурным декором, обрамляли ионические колонны и пилястры. Внутри здания на трех верхних этажах располагались конторские помещения, а внизу — большой операционный зал. Для оформления интерьера использовали несколько разных сортов мрамора. Когда банк закрылся в 1917 году, в его здании размещались различные промышленные и торговые учреждения. Несколько десятилетий в нем находилась Городская междугородная телефонная станция.Здание Русского торгово-промышленного банка в стиле неоренессанс построили в 1914 году по проекту Мариана Перетятковича. Серые гранитные фасады были украшены колоннами, балюстрадами и скульптурами в виде мужских профилей и бараньих голов. Авторами скульптур стали Леопольд Дитрих и Василий Козлов. Для отделки интерьера банка использовали мрамор и гранит. Над настенными росписями работали художники Михаил Адамович и Усеин Боданинский. После революции в здании размещалось Политическое управление Петроградского военного округа, музей Красной армии, а также многочисленные конторы.Это банковское здание на Невском проспекте первоначально было конторой компании «Зингер». В 1911 году его выкупила компания «И.В. Юнкер и Ко». Здание перестроил архитектор Вильгельм ван дер Гюхт при участии Адольфа Эрихсона. Фасад с большими окнами-витринами был облицован красным гранитом, его украшали увенчанные статуями колонны. После революции здесь располагался книжный склад, универмаг, ателье. Сегодня в этом здании находится Генеральное консульство Франции в Санкт-Петербурге.В 1896–1898 годах на Невском проспекте шло строительство банка по проекту архитектора Бориса Гиршовича. Фасад трехэтажного дома был облицован песчаником, декорирован пилястрами и немногочисленным скульптурными элементами. Сначала в здании размещался Азовский коммерческий банк, затем — Русско-Азиатский. В 1910-х годах интерьеры здания реконструировал архитектор Альфред Шпигель: он спроектировал новый операционный зал и расширил парадную лестницу.Борис Гиршович совместно с архитектором Марианом Лялевичем построил и неоклассическое здание Сибирского торгового банка на Невском проспекте. Строительство банка завершилось в 1910 году. Это было пятиэтажное здание, увенчанное широким фронтоном. Фасад, облицованный серым гранитом, украшали мужские фигуры работы скульптора Василия Кузнецова. После революции и ликвидации банка в здании располагались кондитерская и кафе.В 1915 году архитекторы Леонтий Бенуа и Федор Лидваль начали перестраивать пятиэтажный дом на набережной Мойки. Так появилось здание Русского для внешней торговли банка — монументальная постройка в стиле модерн, фасады которой были облицованы мрамором и гранитом. Правда, до революции закончить здание так и не успели — в 1920-х годах постройка еще не имела крыши и служила пристанищем для беспризорников и котов, за что получила народное название «Кошкин дом». Только в 1931 году архитектор Лев Руднев закончил строительство здания — там разместился Текстильный институт (современный Государственный университет технологии и дизайна).В 1901–1902 годах на Невском проспекте построили отделение Московского Купеческого банка. Автором проекта стал архитектор Леонтий Бенуа. Дом в стиле модерн имел большие окна-витрины на первом этаже, его фасады были облицованы гранитом и украшены скульптурными карнизами. Помимо банка, в здании располагались съемные квартиры, зубоврачебная школа и легендарный в начале ХХ века ресторан «Квисисана», который фигурировал в произведениях Александра Блока и Бориса Пастернака.Автор: Лидия Утёмова»,

Источник: culture.ru