История старинных загадок

Сегодня загадки ассоциируются прежде всего с детским фольклором, но так было не всегда. Возникли они еще в те времена, когда древний человек постигал мир. Читайте, как люди описывали небесные светила и природные явления, части тел и предметы быта, животных и сельскохозяйственные культуры.

Тайное знание о силах природы

История старинных загадок

Марк Шагал. Молодожены с двумя букетами (фрагмент). 1980. Частное собрание

История старинных загадок

Борис Кустодиев. Деревенский праздник (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История старинных загадок

Филипп Малявин. Сельская жизнь (фрагмент). Не позднее 1940. Частное собрание

Загадки относятся к малым жанрам фольклора. Этнограф XIX века Дмитрий Садовников писал, что их история восходит к глубокой древности: «…к тому времени, когда человек глядел на природу как на что-то живое, когда явления ее были для него подавляющей, страшной тайной». Образы в них отражали и объясняли мир природы. Позднее загадки стали загадывать в особенные важные моменты: во время свадьбы, похорон или когда готовились к сбору урожая. По поверьям правильный ответ помогал исполнить заветное желание или защищал от опасности. Если же угадать не получалось, могло последовать наказание, и весьма жестокое — вплоть до казни. Это отражалось в фольклоре: в сказках сложными задачками испытывали героя.

Со временем загадки теряли свое особое значение. Их стали загадывать для развлечения и развития смекалки. Считалось, что знаток обладал тайным знанием. Обычно на вечерних посиделках гости постарше постепенно учили молодых разгадывать. Часто это превращалось в соревнование или испытание: загадки загадывали кому-то одному, и другие вне очереди отвечать не могли. Если отгадать не удавалось, с человека брали шуточные штрафы: заставляли целовать кого-то из присутствующих или лаять, как собака. Могли обмазать дегтем и осыпать перьями, а затем под общий смех отправляли умываться.

В свадебном обряде загадки становились особой формой общения будущих супругов. Загадывала всегда сторона невесты, а жених мог занять место рядом с ней только после того, как дружка отгадает загадки. Если нет — сторона жениха платила деньги.

Обычно загадывали конкретный предмет, например стол или топор, иногда действие — пахоту, строительство. И совсем редко абстрактные понятия: время, ложь, молодость, правду. В основе загадок, как правило, лежало описание: «Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел (одуванчик)». Большая их часть образована с помощью старинных метафор или ассоциаций, которые не всегда понятны современному человеку. Также загадки могли строиться на сопоставлении предметов: «Тонко деревцо животы качает (колосья)». Или на иносказании:

Летит птица тонка,
Перья красны да желты,
По конец ея — человечья смерть.(Ружье)

Темы загадок отражали повседневную жизнь человека и его знания о мире. Дмитрий Садовников выделил такие: земля и небо, тепло и свет, жилище и внутреннее убранство, пища и питье, люди и строение их тела.

Мир небесный и животный

История старинных загадок

Михаил Ларионов. Рыбы при заходящем солнце (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История старинных загадок

Константин Юон. Весенний солнечный день (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История старинных загадок

Николай Богданов-Бельский. Пастушка (фрагмент). 1939. Частное собрание

В загадках часто использовались образы, связанные с небесными светилами: солнце на восходе и закате, месяц и звезды. Собиратель фольклора Александр Афанасьев писал: «…смелые вопросы, заданные пытливым умом человека о могучих силах природы, выразились именно в этой форме». Исследователи предполагают, что загадки о светилах и явлениях природы — самые древние, в них обнаруживаются атрибуты охотничьего и пастушьего быта.

Небо в загадках представало бескрайним пространством, которое сравнивали с шубой или шатром и упоминали как фон для светил. В текстах говорилось, что свет излучают не только солнце и другие звезды, но и месяц. Светила сравнивали с серебром и золотом, с белыми пуговицами. Особо в загадках отмечалось, что луна и солнце никогда не бывают на небе вместе: «Золот хозяин — на поле; серебрян пастух — с поля».

Загадывали снег, метель, сковавший реку лед. Снег в фольклорных текстах сравнивают с шубой, укрывшей землю: «Шуба бела весь свет одела». А еще — с алмазами:

Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бываю;
Я от матери рожден,
Сам ее рождаю.

Бытовали загадки о рыбах, зверях, птицах, много загадок сохранилось о назойливых комарах. Насекомое представляли ужасным зверем, который живет на болотах и мучает человека и все живое.

В мае месяце, четвертой тысячи
Проявился не рак, не рыба,
Не зверь, не птица, не человек:
Нос долог, голос тонок,
Летит — кричит, сядет — молчит;
Цари его боятся, короли страшатся;
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

Из загадок о домашних животных большинство связаны с коровой, главной кормилицей крестьянской семьи.

Четыре четырки,
Две растопырки,
Одно махальце,
Два глядельца.
Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мед;
От рогатого берут
И живулькам дают.(Молоко)

Дом, печь и щели в окнах: загадки о жилище и его убранстве

История старинных загадок

Илья Машков. Хлебы (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История старинных загадок

Марк Шагал. Лавка (фрагмент). 1911. Частное собрание

История старинных загадок

Давид Бурлюк. Женщина в красном (фрагмент). Начало XX века. Частное собрание

Сегодня старинные загадки рассказывают об устройстве русской избы, в которой все было продумано до мелочей. Существовали загадки практически про каждый бытовой предмет и мельчайшие подробности домашней обстановки — печку, печную трубу, скрип двери и даже щели в окнах.

Зимой все жрет,
А летом спит,
Тело тепло,
А крови нет;
Сесть на него сядешь,
А с места тебя не свезет.(Печь)

Маленький мальчик всем под ноги смотрит.(Порог)

Загадывали, как правило, самые обыденные предметы: горшок, чугунок, кадку, самовар, нож, чашку и ложку. Обычно точно описывали форму предметов, цвет, материал и звуки, которые они издают. В загадке про глиняный горшок прослеживается способ изготовления и вся история его «жизни»:

Спородила меня,
Гора каменная,
Крестила река огненная;
Возили на торг продавать;
Покупала меня барыня добрая,
Ударила меня золотым перстнем;
Рассыпались мои кости бедные,
Во гроб не положены;
На них люди не глядят,
И собаки не едят.

В сборниках народных загадок часто встречаются загадки про самовар, они были известны в разных районах страны:

Никогда не ест.
А только пьет;
А как зашумит —
Всех приманит.

Крестьяне придумывали загадки не только про жилище, но и про двор и огород. По ним можно было понять, что ели в будни и в праздничные дни. Были распространены загадки о яйце и муке, тесте и пирогах, соли и молоке.

Возьму пыльно,
Сделаю жидко;
Брошу в пламень —
Будет как камень.(Пирог)

Режут меня,
Вяжут меня,
Бьют нещадно,
Колесуют меня;
Пройду огонь и воду,
И конец мой —
Нож и зубы.(Хлеб)

Существовали загадки практически про все культуры, которые выращивали крестьяне. Про овощи, похожие по строению, например репу и редьку, могла использоваться одна загадка. «Красна, да не девка, хвостовата, да не мышь» — это и свекла, и морковь.

Били меня, били,
Колотили, колотили,
Клочьями рвали,
По полю валяли,
Под ключ запирали,
На стол сажали.(Лен)

Человек и труд

История старинных загадок

Наталия Гончарова. Жнецы (фрагмент). 1911. Частное собрание

История старинных загадок

Филипп Малявин. Вспашка на закате (фрагмент). Начало XX века. Частное собрание

История старинных загадок

Казимир Малевич. Уборка ржи (фрагмент). 1912. Городской музей Стеделейк, Амстердам, Нидерланды

Одна из самых известных загадок о человеке, знакомая многим народам, звучит так: «Утром — на четырех ногах, в полдень — на двух, вечером — на трех». Это три возраста: младенчество, молодость, старость. На Руси она встречалась в разных вариантах. Другая загадка описывала пребывание в утробе и первый год жизни:

Сорок недель сидел я в темнице,
Шесть недель — в больнице,
Двадцать недель меня вязали,
Да год на виселице держали.

Человек внимательнее всего наблюдал самого себя, многие загадки описывают внешность и разные части тела: зубы и язык, руки и пальцы. Глаза часто называли яблочками, братцами или озерами, загадка «Что острее меча?» показывала отношение в народе к взгляду человека. Язык сравнивали с мокрой доской, которая лежит на море или болоте, но не плесневеет: «Колода среди болота, не трухнет, не гниет».

Отразился в фольклоре и крестьянский труд. Существовали загадки о сохе, серпе, пиле. Топор на протяжении столетий был главным инструментом строителей, поэтому загадки о нем были особенно популярны. За яркий блеск его называли «зеркалом за поясом».

Сутуленький,
Маленький,
Горбатенький
По полю свищет,
А домой прибежит —
Всю зиму пролежит.(Серп)

Когда в обиход входили новые предметы и понятия, появлялись новые загадки, а фольклорные тексты об устаревших предметах забывались. Однако мотивы древних загадок сохранились в других формах фольклора: былинах, песнях, колядках и сказках.

Автор: Маргарита Ковынева

Теги:Публикации раздела ТрадицииТрадиции

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Кто лепил людей из творога и у какого этноса первым человеком была девушка.","url":"https://www.culture.ru/materials/254664/kak-poyavilsya-chelovek-legendy-raznykh-narodov","@context":"http://schema.org","name":"Как появился человек: легенды разных народов","alternateName":"Как появился человек: легенды разных народов","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/e6283355b52f758cbbf7358fcce702da/f7b52e9b4c4dd7a0b9f77ae2d92077e8.jpg","caption":"«,»width":766,"height":575},"articleSection":"Публикации раздела Традиции","datePublished":"2019-07-05T06:20:38.175Z","articleBody":«Как наши предки объясняли происхождение человека? Мифы восточных славян переплетались с библейскими мотивами, но в то же время сохраняли древние легенды. По поверьям в создании человека участвовали как Бог, так и черт; помимо земли и глины, людей лепили из теста и творога, а прародителями многих народов считали могучих великанов. В мордовских мифах человека хотел сотворить дьявол, а эвенки считали прародительницей непокорную девушку-сироту. Рассказываем о разных версиях происхождения людей, которые появлялись в фольклоре народов России.Славянская мифология во многом сложилась в период образования Древней Руси, однако древние мифы передавались устно и поэтому практически не дошли до наших дней. Вместе с принятием христианства на Русь пришла письменность, распространились библейские книги и апокрифы — непринятые церковью «отреченные» книги. Именно они легли в основу многих поздних легенд о сотворении человека, бытовавших у восточных славян.В них часто встречался библейский мотив происхождения людей из «праха», из земли или глины — иными словами, весьма хрупкого материала. По одному из сюжетов, именно из-за непрочной основы человек утратил крылья, которыми первоначально наделил его творец. В других версиях «заготовку» для первого человека разрушила собака, и Бог наспех слепил второй, менее совершенный вариант.Легенды о происхождении людей во многом повторяли мотив создания земли, в котором фигурировали два творца: Бог просил черта достать со дна моря горсть земли, из которой затем слепил человека. И земля, и человек появились именно благодаря участию двух сил — дьявольской и божественной. В фольклорных произведениях завистливый черт всячески пытался испортить слепленных Богом первых людей: плевал в них, протыкал пальцами или палкой. От его проделок якобы появились разные болезни и несовершенства плоти. Бог же исправлял вред, залечивал раны целебными травами и снимал «пакости сатанины».Апокрифические рассказы так описывали создание человека: Бог взял материал от разных природных явлений, огонь дал телу человека тепло, море — соленую кровь. Камни стали костями, ветер — дыханием, солнце — очами, а земля — телом.Еще один распространенный сюжет: якобы Бог творит первых людей из мягкого теста или творога. Исследователи связывают этот мотив с устойчивым выражением «сделаны из одного теста». Предания подчеркивали, что такой материал был неудачным, ведь людей из теста легко уничтожить: по одной из версий, первые создания съела собака, и Богу пришлось выбирать другую, более прочную основу. Белорусские легенды именно исходным материалом объясняли социальные различие между людьми: простой мужик, по поверьям, был сделан из глины, а знатный человек — из пшеничного теста.Существовали и версии сотворения, связанные с ремеслами. Некоторые из них отражались в сказках: волшебные портные и кузнецы Бабы-яги изготавливали войско для битвы с богатырями, шили и ковали солдат. В древних легендах упоминались и другие варианты: по одной версии, Бог мылся в бане, вспотел, вытерся тряпкой, из нее и создал человека. По другой — ходил по белому свету, на нем от усталости выступил пот, из упавших на землю капель и получились первые люди. Рассказчики подчеркивали, что поэтому люди вынуждены работать в «поте лица».Легенды славян сохраняли традиционное представление о том, что сначала Бог создает мужчину, а затем его жену. В преданиях встречались несколько версий сотворения женщины. Самым распространенным был библейский мотив творения из ребра первого мужчины. Вместе с ним бытовали сюжеты о создании из глины или теста, реже упоминались в качестве материала цветы или ветки ивы.В поздних преданиях часто акцентировалось внимание на разном материале первых людей. Например, в одной из легенд мужчину Бог создал из земли, а женщину из теста — и оставил их на солнце сохнуть. Но пробегающая мимо собака женщину съела. И тогда Бог наделил мужчину душой, а затем взял у него ребро, чтобы создать ему новую жену. Иногда изготовление женщины преподносилось как случайное событие: собака вытащила у спящего мужчины ребро и надгрызла, раздосадованный Бог отнял его у животного, принес первому человеку и сотворил женщину. На Украине был распространен еще менее романтический сюжет. В легендах упоминали, что женщин Бог создал из хвоста черта, поэтому они лукавые и хитрые.Почему Бог выбрал именно ребро? Глину он посчитал неподходящей. Решил взять часть тела Адама, но рассудил: если голову — будет слишком умной, ногу — «будет бегать от него». Поэтому Бог выбрал ребро слева от сердца, чтобы жена сердечно любила мужа.В фольклоре восточных славян сохранились легенды о происхождении народов — «соседей» и «иноземцев». Многие легенды восходят к библейским мотивам, например в народе ходили вольные толкования сюжета о Вавилонской башне. В других версиях появление народов связывали с историческими событиями или с мифологическими временами, когда землю населяли великаны.Создавали этносы, по легендам, чаще всего Бог, черт или апостолы Петр и Павел. Как правило, прародитель народа, который представлял рассказчик, считался героем, чего не скажешь о «чужих» прародителях. В поздних версиях различия между этносами тоже объясняли разными исходными материалами. Например, «свой» — из глины, а соседний, или же «чужой», — из мягкого непрактичного теста. В одной украинской легенде так говорилось о происхождении поляков. В другой — что людей разных этносов сварил черт в одном котле со смолой и зельями. Национальные отличия объясняли разным временем варки: сначала черт достал украинца, следом литовца, затем немца, татарина и представителей других народов.Прародителей древних народов легенды представляли грозными гигантами, жившими во времена сотворения мира. Лес был им по колено, здоровались они через реку и могли разговаривать друг с другом на большом расстоянии. Их существование «подтверждали» высокие курганы и огромные кости древних животных, которые находили в земле. По одним поверьям — Бог истребил могучих людей. За то, что они не соблюдали заповедей и проливали кровь, он наслал на них великий потоп. По другим — гиганты продолжали жить в мире людей: обитали в дремучих лесах и высоких горах. Позднее эти образы проникли в былины, например Святогор в них представлялся «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Великанов-чужаков в славянских сказаниях всегда побеждали богатыри.В фольклоре бытовали легенды о происхождении волшебных людей и фантастических народов. Считалось, что они обитали на земле в глубокой древности. На севере Руси такие народы прозвали «чудью» или «панами». Словом «чудь» поселенцы-славяне еще называли другие северные этносы, а также любые древние кости и останки, которые относили к мифическим временам и народам.Многие поверья о фантастических этносах появились на Руси с византийскими книгами. К примеру, были популярны легенды о «дивьих» людях — персонажах с собачьими головами и лицами на груди или трехногих и трехглазых. Такие легенды рассказывали о походах Александра Македонского в далекие земли и о его встречах с «дивными народами». Более поздние версии утверждали, что «дивьи» люди до сих пор живут на Урале, через пещеры спускаются с гор, ходят невидимые среди людей и предвещают будущее.В мифологиях разных народов России встречаются свои представления о сотворении человека. Так, у народов Севера хантов и манси бытовали легенды о верховном боге Нуми Торуме, который вместе со своим антиподом создавал людей из лиственницы и глины. Деревянное создание ожило, убежало в лес и стало духом. Глиняное же стало человеком, но так как глина — материал непрочный, люди не могут жить долго, объясняли рассказчики. Другие легенды рассказывали, что человек появился из веток березы или от мысли бога Нуми Торума и его матери: они взглянули на землю и решили, что кто-то должен собирать там ягоды. Еще в одной версии Бог спустился на землю, разрезал свою ногу и достал оттуда человека.У разных этносов в легендах появлялся сюжет, в котором человека повреждал злой дух. У тюркских народов, например, бог подземного царстве Эрлик плевал, пачкал грязью, бил человека, чтобы тот перестал быть совершенным созданием. Считалось, что именно он становился причиной болезней и старости.В мифах мордвы человека хотел сотворить дьявол. Для этого он собрал из 77 стран (священное для народов Поволжья число) глину, землю и песок. Но вместо человека у него получались земноводные гады, собака и свинья. Тогда он сделал птичку-мышь и отправил ее к верховному богу, повелев свить гнездо в его полотенце. Полотенце упало на землю, злой дух обтер им свое творение, и оно стало подобно человеку. Но у дьявола не было силы оживить человека, и тогда верховный бог оживил его сам. И с тех пор душа человека принадлежит Богу, а тело — злому духу.У эвенков Восточной Сибири существовал свой сказ о происхождении человека. Якобы раньше люди хорошо и привольно жили на небесах. Но однажды осиротевшую девушку решили выдать замуж за старого человека, а она отказалась, потому что любила другого. Тогда ее посадили на оленя и сослали вниз. Из тела оленя возникла суша, из шерсти — лес, из дыхания — ветер, а сама девушка стала первым человеком на земле.Мифы о первых людях-великанах встречаются у мокшан — народа, входящего в этническую группу мордвы. По их легенде, высший бог Шкай сотворил великанов высотой 99 аршинов — около семи метров, а затем наслал на них великий потоп. У малочисленного народа Дальнего Востока нанайцев существовали мифы о первопредках — калгама. Их представляли великанами с двупалыми руками, остроконечной головой и длинными ногами. Нанайцы верили, что калгама помогает охотиться и ловить рыбу, но может и наказать за провинности.Автор: Маргарита Ковынева»,

Источник: culture.ru