Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Иван Айвазовский вошел в историю искусства как великий маринист — мастер изображения моря. Но были у него картины и в других жанрах: некоторые написаны в те годы, когда он только искал себя, другие — забава уже признанного мэтра. Взглянем на полотна, в которых Айвазовский узнается с трудом.

Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны. 1869. ГРМ

Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ и Закавказье в 1868 году. На этой картине изображен аул Гуниб — последняя ставка имама Шамиля, где его с трудом пленили в 1859 году. Так что это полотно — не просто горный пейзаж, но и похвала русскому оружию, как это часто бывало у Айвазовского.

Афинский Акрополь

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Афинский Акрополь. 1883. Киевский национальный музей русского искусства

В 1882 году Айвазовский женился второй раз — на вдове феодосийского коммерсанта Анне Никитичне Саркизовой. Вместе с ней он отправляется в Грецию, лишь в 1832 году получившую независимость от Турции. Художник смотрит на холм Акрополя снизу, через колонны храма Зевса Олимпийского: Парфенон уже не мечеть, и минарет рядом с ним снесен.

Большая пирамида в Гизе

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Большая пирамида в Гизе. 1878. Частное собрание

Айвазовский приехал в Египет в 1869 году — его пригласили на торжественное открытие Суэцкого канала. Также он навестил Каир и совершил путешествие по Нилу. Это было одно из многих дальних путешествий художника — недаром еще в 1853 году его избрали действительным членом Русского географического общества.

Ветряная мельница на берегу моря

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Ветряная мельница на берегу моря. 1837. ГРМ

Год написания полотна был переломным для художника: незадолго до этого его преподаватель нажаловался на 19-летнего ученика, и картины Айвазовского по приказу Николая I убрали с выставки. Однако Карл Брюллов и другие стали хлопотать за юношу, опала была снята, император посмотрел на его картины, пожаловал его деньгами и отправил сопровождать сына Константина в плавание по Балтике.

Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837. ГМЗ «Петергоф»

Молодой Айвазовский показывал такие успехи в учебе, что срок его обучения был сокращен на два года, и уже в 1837 году он был выпущен с золотой медалью. Его картины начали пользоваться популярностью (например, император купил шесть работ за три тысячи рублей), получал он и специальные заказы — в том числе на виды приморских городов: Петергофа, Ревеля и т. п. Айвазовский стал отсылать все больше и больше денег обедневшим родителям в Феодосию, чем очень гордился.

Вид на Москву с Воробьевых гор

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Вид на Москву с Воробьевых гор. 1848. ГРМ

Место, откуда крестьяне взирают на Златоглавую, — не только лучшая точка обзора Москвы. Для людей того времени это была память о недавнем скандале: в 1817 году здесь был заложен первый храм Христа Спасителя. В пустоту канул миллион рублей. Восьмилетний судебный процесс закончился в 1835 году, директор стройки архитектор Витберг был сослан в Вятку. Ныне существующий храм на Волхонке был заложен в 1837 году и в год написания картины еще строился.

Во время жатвы на Украине

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Во время жатвы на Украине. 1883. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского

У крымского уроженца Айвазовского есть целая серия малороссийских пейзажей — почти все они степные. Очевидно, его «морскую» душу вдохновляли безграничность пространств, колышущиеся под ветром травы, небесные просторы. Чумацкие арбы, запряженные волами, и далекие мельницы подобны у него кораблям и скалам, и поэтому украинские картины у Айвазовского оказываются романтическими, а не реалистическими жанровыми.

Восточная сцена (В лодке)

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Восточная сцена (В лодке). 1846. ГМЗ Петергоф

В пейзажах Айвазовского людей можно встретить нечасто. Но с Шишкиным, который приглашал помощников для написания людей и даже медведей, его сравнивать в этом вопросе нельзя: Айвазовский писать человеческие фигуры умел. Доказательство — например, эта картина в модном ориенталистском стиле, где отразились впечатления от визита в Стамбул и другие восточные города.

Данте указывает художнику на необыкновенные облака

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Данте указывает художнику на необыкновенные облака. 1883.
Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского

Сюжет, который выбрал Айвазовский, загадочен. Возможно, имеются в виду строки Данте в «Божественной комедии»: «Тот цвет, которым солнечный восход / Иль час заката облака объемлет».

Дворец Ка д'Ордо в Венеции при луне

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Дворец Ка д'Ордо в Венеции при луне. 1878. ГРМ

Айвазовский несколько раз бывал в Венеции. Более того, в этом городе в академии ордена мхитаристов на острове Сан-Лазар жил его брат, архиепископ армянской церкви Гавриил (Габриэл), который уже ребенком показал такие способности к обучению, что после церковно-приходской школы был послан учиться в Венецию богословию. Позже он прославился как теолог и писатель (в частности, перевел на армянский басни Крылова).

Овцы

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Овцы. 1858. Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля

Мирный пейзаж с пасущимися овцами создан через несколько лет после намного более драматического изображения той же натуры в картине «Овцы, загоняемые бурею в море». Сам Айвазовский приехал в год написания картины в Париж, где его брат Габриэл готовился принять чин епископа, а художник использовал все свои обширные связи и знакомства, чтобы помочь ему.

Петербург. Переправа через Неву

Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Петербург. Переправа через Неву. 1870-е. Киевский национальный музей русского искусства

Глядя на картины Айвазовского с изображением Петербурга, обычно вспоминаешь, что Петр I основал этот город именно как морской порт. Художнику нравились его укрепления, заливы, набережные. Но только не при взгляде на это полотно, холодное и неприветливое. Со своей первой женой Айвазовский развелся, говорят, как раз из-за неприязни к Петербургу и светской жизни: она хотела жить в столице и вращаться в обществе, а он предпочитал Крым и труд.

Теги:Публикации раздела Музеи

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Автопортрет, крымские пейзажи и батальные картины.","url":"https://www.culture.ru/materials/255430/5-kartin-aivazovskogo-v-prilozhenii-artefact","@context":"http://schema.org","name":"5 картин Айвазовского в приложении Artefact","alternateName":"5 картин Айвазовского в приложении Artefact","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/61489c338c09d349f851da4c559477bc/5f4f20464f9a547b162c1c5224f0d607.jpg","caption":"«,»width":1000,"height":750},"articleSection":"Музеи","datePublished":"2020-02-25T08:00:20.357Z","articleBody":«В Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского хранится больше 400 картин мариниста. Портал «Культура.РФ» выбрал пять и показал все возможности приложения дополненной реальности Artefact. Слушайте аудиогиды, нажимайте на «точки интереса» и узнавайте интересные факты о полотнах. А в нашем материале — немного об истории создания картин. Узнайте, сколько автопортретов написал Айвазовский, что за полотно купили на лондонском аукционе Christie’s за два миллиона долларов и путешествия в какие страны вдохновляли художника.Иван Айвазовский прославился благодаря морским пейзажам, но он также работал и в жанре портрета. Обычно героями его картин становились близкие, однако сохранилось несколько полотен, на которых изображены известные люди: среди них — поэт Александр Пушкин и флотоводцы того времени. Писал он и автопортреты — всего мастер создал около 10 картин со своим изображением. Самый известный автопортрет Айвазовский написал в 1874 году, его он представил на выставке во флорентийской галерее Уффици.На парадном автопортрете из коллекции Феодосийской галереи Айвазовскому 75 лет. Он создал его, чтобы запечатлеть для потомства свою связь с русским военно-морским флотом. Художник облачен в адмиралтейский мундир, который украшен отечественными и зарубежными наградами. Через его левое плечо протянута синяя лента — символ ордена Белого орла, который вручали за воинские подвиги и государственную службу. На заднем плане виден один из морских пейзажей Айвазовского.В творчестве Ивана Айвазовского в основном встречаются летние пейзажи. Однако кисти художника принадлежат и зимние картины, которые он начал создавать еще во время учебы в Академии художеств. Для таких работ мастер часто выбирал жанровые сцены: прогулки в лесу, катание на тройке и другие сюжеты из повседневной жизни. В 2004 году зимний пейзаж Айвазовского «Исаакиевский собор в морозный день», который он создал в 1891 году, стал самым дорогим лотом на лондонском аукционе Christie’s: его продали более чем за два миллиона долларов.Картину «Зима» художник написал в последние годы жизни. Он изобразил крымскую природу: заснеженную равнину и узкую тропинку, которая уходит вдаль. По ней пастух ведет стадо овец. Айвазовский использовал в работе мягкую голубовато-охристую палитру. К ней он добавил иссиня-черные тона, чтобы показать зимнее сумеречное небо с мрачными тучами.В коллекции Феодосийской галереи находится одна из ранних работ Ивана Айвазовского — «Берег моря ночью. У маяка». Он написал произведение в 20 лет, во время обучения в Академии художеств. Чтобы совершенствовать свое мастерство, Айвазовский много работал на натуре. За год до этого он путешествовал по Финскому заливу, откуда привез несколько новых полотен. Многие из них высоко оценили критики на академической выставке 1836 года.На картине «Берег моря ночью. У маяка» Айвазовский изобразил побережье Кронштадта перед бурей. В этот ранний период творчества художник во многом ориентировался на картины своего учителя Максима Воробьева и живописца Сильвестра Щедрина.В 1844 году Иван Айвазовский стал первым художником Главного морского штаба и действительным членом Русского географического общества. На протяжении нескольких десятков лет он писал полотна, посвященные жизни русского военно-морского флота. Художник и сам участвовал в плаваниях военных кораблей Балтийского и Черноморского флота и общался с известными флотоводцами — Михаилом Лазаревым, Павлом Нахимовым, Владимиром Корниловым.В 1870 году, к 50-летию со дня открытия Антарктиды русскими моряками, Айвазовский создал полотно «Ледяные горы». За все свои путешествия он ни разу не был в холодных широтах, поэтому писал воображаемый пейзаж. Художник изобразил высокие айсберги, среди которых видно судно «Восток» с российским флагом. Картину «Ледяные горы» Айвазовский передал археологическому музею в Феодосии, для которого в 1871 году построил новое здание.После окончания Императорской Академии художеств в 1840 году Иван Айвазовский отправился в Италию. Он жил и работал в Риме, который тогда называли [всемирной академией художеств. Позже молодой мастер писал в Сорренто, Неаполе, Венеции. Большую часть работ, созданных в этих городах, художник представил на Всемирной выставке живописи в Париже, где получил золотую медаль.Еще по дороге в Рим Айвазовский впервые побывал в Венеции. Здесь он сделал множество зарисовок: речных каналов, набережных, площади Сан-Марко, богатых дворцов, рыбаков и торговцев. Один из таких графических рисунков, который он выполнил с натуры карандашом, лег в основу картины «Венеция» из собрания Феодосийской галереи. Иван Айвазовский работал над произведением уже после возвращения из Европы, в Феодосии. Он изобразил Венецию со стороны Гранд-канала.Автор: Ирина Малахова»,

Источник: culture.ru