Пётр I: биография в портретах

Светская живопись начала развиваться в России именно при Петре I, и на смену старинным парсунам пришли картины в европейском стиле. Как художники изображали императора в разные периоды его жизни — расскажет материал портала «Культура.РФ».

Портрет из «Царского титулярника»

Пётр I: биография в портретах

Неизвестный художник. Портрет Петра I. «Царский титулярник»

Петр I родился 9 июня 1672 года в большой семье царя Алексея Михайловича. Петр был четырнадцатым ребенком, что, впрочем, не помешало ему впоследствии занять русский престол: старшие сыновья царя умерли, Федор Алексеевич правил только в течение шести лет, а Иоанн Алексеевич в будущем стал лишь соправителем Петра. После смерти отца мальчик жил в подмосковном селе Преображенское, где играл в солдатиков, командовал состоявшими из сверстников «потешными войсками» и изучал грамоту, военное дело и историю. В этом возрасте, еще до раннего вступления на престол, он и был изображен в «Царском титулярнике» — историческом справочнике тех лет. «Царский титулярник» был создан Посольским приказом, предшественником Министерства иностранных дел, в подарок царю Алексею Михайловичу.

Совместно с авторами — дипломатом Николаем Милеску-Спафарией и подъячим Петром Долгим — над созданием титулярника работали ведущие художники своего времени, писавшие портреты русских и иностранных правителей — Иван Максимов, Дмитрий Львов, Макарий Митин-Потапов. Однако кто из них стал автором портрета Петра, доподлинно неизвестно.

Гравюра Лармессена

Пётр I: биография в портретах

Лармессен. Гравюра Петра I и его брата Ивана

Эта французская гравюра изображает двух малолетних российских царей, правящих одновременно — Петра I и его старшего брата Ивана. Уникальный для российской истории случай стал возможен после Стрелецкого бунта. Тогда Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче трона после смерти царя Федора Алексеевича Петру, в обход болезненного царевича Ивана (который, как предполагают историки, и вовсе страдал слабоумием). В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Петр, венчались на царство. Для них даже был сделан специальный трон с двумя сиденьями и окошечком в спинке, через которое их регент царевна Софья давала различные указания.

Портрет Питера ван дер Верфа

Пётр I: биография в портретах

Питер ван дер Верф. Портрет Петра I. Ок. 1697. Эрмитаж

После смещения с роли регента царевны Софьи в 1689 году Петр стал единоличным правителем. Его брат Иван добровольно отказался от престола, хотя номинально считался царем. В первые годы правления Петр I сосредоточился на внешней политике — войне с Османской империей. В 1697–1698 годах он даже собрал Великое посольство для поездки в Европу, чтобы найти союзников в борьбе со своим главным врагом. Но поездка по Голландии, Англии и другим странам дала и иные результаты — Петр I вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями и сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Петр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.

Гравюра Андриана Шхонебека

Пётр I: биография в портретах

Андриан Шхонебек. Петр I. Ок. 1703

После возвращения в Россию Петр I запустил реформы, направленные на европеизацию страны. Для этого он предпринял меры самого разного порядка: запретил ношение бород, осуществил переход на юлианский календарь, перенес Новый год на 1 января. В 1700 году Россия объявила войну Швеции, чтобы вернуть принадлежавшие ранее России земли и выйти к Балтийскому морю. В 1703 году на завоеванной территории Петр основал Санкт-Петербург, который впоследствии более 200 лет был столицей Российской империи.

Портрет Ивана Никитина

Пётр I: биография в портретах

Иван Никитин. Портрет Петра I. 1721. Государственный Русский музей

Пётр продолжал активную деятельность по масштабным изменениям страны. Он провел реформы армии, создал флот, уменьшил роль церкви в жизни государства. При Петре I появилась первая в России газета «Санкт-Петербургские ведомости», открылся первый музей — Кунсткамера, была основана первая гимназия, Университет и Академия наук. В страну приехали приглашенные из Европы архитекторы, инженеры, художники и другие специалисты, которые не только творили на территории России, но и передавали опыт российским коллегам.

Также при Петре I многие деятели науки и искусств отправлялись на обучение за рубеж — как, например, Иван Никитин, первый придворный художник, получивший образование во Флоренции. Портрет кисти Никитина настолько нравился Петру, что император распорядился, чтобы художник сделал его копии и для царского окружения. Оплатить работу Никитина должны были сами потенциальные владельцы портретов.

Портрет Луи Каравакка

Пётр I: биография в портретах

Луи Каравакк. Портрет Петра I. 1722. Государственный Русский музей

В 1718 году произошло одно из самых драматичных событий в жизни Петра I: его возможный наследник царевич Алексей судом был приговорен к смерти как изменник. Согласно проведенному расследованию, Алексей готовил государственный переворот, чтобы впоследствии занять трон. Решение суда не было исполнено — царевич умер в камере Петропавловской крепости. Всего у Петра I было 10 детей от двух жен — Евдокии Лопухиной (ее Петр насильно постриг в монахини через несколько лет после свадьбы) и Марты Скавронской (будущей императрицы Екатерины I). Правда, почти все они умерли во младенчестве, кроме Анны и Елизаветы, которая стала императрицей в 1742 году.

Портрет Иоганна Готфрида Таннауэра

Пётр I: биография в портретах

Иоганн Готфрид Таннауер. Портрет Петра I. 1716. Музей Московского Кремля

На картине Таннауэра Петр I изображен в полный рост, а он у императора был выдающимся — 2 метра 4 сантиметра. Французский герцог Сен-Симон, у которого Петр I гостил в Париже, описывал императора так: «Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза, и все лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом все сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Иван Никитин. «Петр I на смертном одре»

Пётр I: биография в портретах

Иван Никитин. Петр I на смертном одре. 1725. Государственный Русский музей

В последние годы Петр I продолжал вести активный образ жизни, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем. В ноябре 1724 года он тяжело заболел после того как, стоя по пояс в воде, вытаскивал севший на мель корабль. 8 февраля 1725 года в страшных мучениях Петр I скончался в Зимнем дворце. Для написания посмертного портрета императора пригласили все того же Ивана Никитина. Времени для создания картины у него было предостаточно: похоронили Петра I лишь через месяц, а до этого его тело оставалось в Зимнем дворце, чтобы с императором могли проститься все желающие.

Автор: Лидия Утемова

Теги:Публикации раздела Музеи

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Загранпаспорт Петра I, автограф Ньютона и другие ценности в Музеях Московского Кремля.","url":"https://www.culture.ru/materials/255238/petr-i-kollekcioner-issledovatel-khudozhnik","@context":"http://schema.org","name":"Петр I: коллекционер, исследователь, художник","alternateName":"Петр I: коллекционер, исследователь, художник","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/3570e360014ce66edcdc1dbb0a6a04ca/5a947a74d0115f9534de0e3561ccc9ae.png","caption":"Петр I: коллекционер, исследователь, художник","width":732,"height":549},"articleSection":"Музеи","datePublished":"2019-12-10T13:05:45.376Z","articleBody":«До 8 марта 2020 года в залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля работает выставка «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник». Она объединяет более 200 экспонатов из музеев России и Европы. Экспозиция открывает серию мероприятий к 350-летию со дня рождения императора, запланированных по всей стране в 2019–2022 годах. Портал «Культура.РФ» рассказывает о самых интересных экспонатах выставки и историях, которые с ними связаны.Петр I долгое время планировал поездку в Европу, однако путешествовать собирался инкогнито. Поэтому отправился за рубеж как Петр Михайлов, урядник Преображенского полка, в компании Гаврило Копытина и еще 22 человек.Чтобы поездка прошла спокойно, Посольский приказ выдал урядникам документ, написанный от имени Петра I на дорогом «александрийском» листе с красной восковой печатью. Эта царская грамота обеспечивала беспрепятственный и безопасный проезд по суше и морю в европейских странах.В ходе путешествия Петр I посетил Голландию, где постигал искусство кораблестроения и даже получил «Аттестат корабельного мастера» за искусную работу корабельным плотником при возведении фрегата «Святые апостолы Петр и Павел». А свои впечатления о тайной поездке передал в записной книжке.Офорт «Торжество христианства» был первым опытом Петра I как художника. Во время Великого посольства царь обучался искусству графики у голландского гравера Адриана Шхонебека. Как гласит надпись, «Петр Алексеевич, великий русский царь, награвировал это иглою и крепкой водкой под руководством Адриана Шхонебека в Амстердаме, в 1698 году, в спальне своей квартиры на верфи Ост-Индской компании».За основу рисунка Петр взял композицию медали, посвященной первой победе над Крымским ханством — взятию русскими войсками турецкой крепости Азов в 1696 году. Автором медали был голландский медальер Ян Боскам, который изобразил крылатую Победу стоящей на военных трофеях с крестом и пальмовой ветвью в руках.Во время своего европейского путешествия Петр I познакомился со многими голландскими и английскими художниками и решил коллекционировать живопись.Один из военных трофеев Северной войны попал в Россию из личной коллекции Филиппа Богуслава фон Шверина. Граф служил в шведской армии и, когда в 1718 году во время осады крепости Фредриксхальд король Карл XII погиб от случайной пули, был рядом с ним. Фон Шверин сохранил оловянный стакан, из которого король пил за ужином перед трагическим инцидентом, шпоры с его ботфортов и собственные перчатки, испачканные кровью Карла.В 1728 году граф фон Шверин поступил на военную службу в Российскую империю. После его смерти в 1734 году мемориальные вещи графа передали в Кунсткамеру, а в 1849 году — в московскую Оружейную палату. Однако музейная подпись о том, что эти предметы принадлежали Карлу II, затерялась. Позже королевский артефакт опознали случайно: в Кунсткамере обнаружили «Рисунок шпор, принадлежавших Карлу XII» 1730-х годов.Словацкий портретист Ян Купецкий написал портрет Петра I во время его путешествия по германским землям. Осенью 1711 года император провел три недели в Карлсбаде, где лечился целебными водами. А затем уехал в городок Торгау — на свадьбу сына, царевича Алексея, и Шарлотты Кристины Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Однако брак не принес им счастья: немецкая принцесса скончалась в 1715 году после тяжелых родов, а царевич умер в 1718 году в заточении в Петропавловской крепости.Купецкий создал несколько портретов Петра I. Хотя царь и перечислил ему из Посольской походной казны деньги, оригиналы в Россию так и не попали. Живописец заболел и не смог передать их в нужное время русскому послу. Картины остались во владении брауншвейгских герцогов, а в России стали известны только по гравюрам отечественных мастеров. Представленный в экспозиции портрет исследователи обнаружили в замке тестя царевича Алексея в бельгийском городе Бланкенберге.На выставке представлен единственный автограф Исаака Ньютона, хранящийся в России. В 1703–1727 годах знаменитый ученый был президентом Лондонского королевского общества, и, когда Александр Меншиков первым из российских подданных в 1714 году стал членом британского научного сообщества, Ньютон лично поздравил князя.Черновик послания на латинском языке Лондонское королевское общество купило на аукционе «Сотбис» и в 1944 году подарило Академии наук СССР. Так британские ученые выразили признательность Советскому Союзу, который в 1943 году, несмотря на трудности военного времени, широко отпраздновал 300-летие со дня рождения Ньютона.В экспозиции можно увидеть одно из изысканных украшений Дрезденской кунсткамеры — фигурку «Два мавра с верблюдом» из собрания немецкого князя, саксонского курфюрста Августа II Сильного. Он за свою жизнь собрал 65 подобных статуэток из барочного жемчуга. «Двух мавров» приобрел в 1705 году тайный советник Августа, барон Георг фон Рехенберг.Верблюд везет не только человека, но и баул с тремя крохотными золотыми бутылочками. Эмалевая миниатюра снизу изображает темнокожую женщину, разбирающую ларцы с фарфором и драгоценностями.Основанная в 1586 году Августом I Дрезденская кунсткамера чрезвычайно заинтересовала Петра. В 1698 году он всю ночь осматривал устройство музея. Вернувшись туда в 1711 году, Петр заперся в новых зданиях Кунсткамеры на целый вечер. Впечатленный коллекциями Августа Сильного, государь начал собирать собственные, а в 1714 году на основе минералогических, биологических, анатомических, художественных собраний и фонда научных инструментов создал свою Кунсткамеру — первый российский музей, открытый для всех подданных империи.В экспозиции можно увидеть оригинал гравюры, опубликованной в книге «Метаморфозы суринамских насекомых» Марии Сибиллы Мериан в 1705 году. Историки считают это издание первым иллюстрированным трудом об экзотических насекомых и стадиях их развития.Мария Сибилла Мериан родилась во Франкфурте-на-Майне в 1647 году. А с 1699 по 1701 год путешествовала по голландской колонии Суринам на северо-востоке Южной Америки. Оттуда она привезла обширные коллекции чучел крокодилов, игуан, черепах, а также эскизы экзотических растений и животных. Она рисовала их на тонком выбеленном пергаменте, уделяя большое внимание деталям. По этим насыщенным рисункам знакомились с флорой и фауной Западного полушария, а еще по ним обучали учеников Рисовальной школы Академии наук.Эту акварель вместе с 254 «Пергаминовыми листами» для Петра I приобрел хранитель петербургской Кунсткамеры Роберт Арескин в Амстердаме. Царь отдал за роскошную коллекцию 3000 голландских гульденов, или 1200 ефимков. «Ефимками» называли серебряные «йоахимсталерские монеты», которые изготавливали в чешском городе Йоахимсталь, а в Российском государстве их надчеканивали и использовали как собственные монеты.Прямоугольная золотая пластина с инкрустациями черного камня, сердолика и непрозрачного стекла входит в так называемую «сибирскую» коллекцию Петра I. Ее предметы чаще всего находили в ходе грабительских раскопок курганов древних кочевников Евразии — «бугров». Чтобы перевести авантюрные походы за золотом племенной знати в научное русло, Петр ввел первые законы по охране памятников старины и организовал в 1720-е годы археологическую экспедицию Даниэля Готлиба Мессершмидта.Поясная бляха с изображением причудливых рогатых монстров и стилизованного древа жизни была не только украшением, но и оберегом евразийских кочевников. А после смерти гарантировала владельцу сохранение социального статуса и в загробном мире.Эта пластина попала к Петру I в декабре 1716 года, когда сибирский губернатор князь Матвей Гагарин прислал царю из Тобольска вторую партию «могильного» золота — 122 предмета из 56 различных мест.Петра I долгое время интересовал Китай и его культура. После заключения в 1689 году Нерчинского договора по утверждению границ между Русским царством и империей Цин, китайский император Канси передал императору богатые дары: шелковые ткани, седла, стремена, драгоценные сосуды. Постепенно Петр стал дополнять коллекцию любопытными вещами, которые заказывал посланникам на Востоке. В результате почти треть первоначального фонда Кунсткамеры составляли именно китайские предметы.Эту игрушку из посеребренной жести и слоновой кости, украшенную кораллами и перьями зимородка, привез в Петербург из Пекина посол Лев Измайлов в 1722 году — и она работает до сих пор. Механизм заводят ключом и пружинкой: фигурка начинает двигаться по кругу. Исследователи считают, что «Всадница на коне» была частью игрушечного заводного оркестра.Портал «Культура.РФ» благодарит куратора выставки, заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля, доктора исторических наук Ольгу Владимировну Дмитриеву за помощь в подготовке материала.»,

Источник: culture.ru